61 Порядок разработки и содержание деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Содержание
1. Уточнение критериев и обоснование обязательности декларирования
2. Уточнение или разработка вновь деклараций
3. Представление деклараций
4. Сведения о компетентности организации и квалификации разработчиков
5. Перечень сведений, включаемых в декларацию
6. Повышение требований к количественной оценке риска
Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами (конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», директивы ЕС «Севезо» № 82/501/ЕЭС и № 96/82/ЕЭС и др.). В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д. [1, 2].
Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование (эксплуатирующей организацией или заказчиком проекта, застройщиком, владельцем объекта) исполнительных органов власти (в том числе надзорных органов), общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации (тем самым повышается ответственность за объективность и достоверность представленных в декларации сведений).
Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.
В целях совершенствования этой процедуры и в соответствии с планом Ростехнадзора в ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора разработан РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06, регистрационный № 7375), введенный в действие вместо РД 03-315-99 [3]. Необходимость разработки нового документа обусловлена рядом факторов:
расширением надзорных функций Ростехнадзора;
совершенствованием нормативной и методической базы в области безопасности и оценки риска аварий на ОПО;
уточнением процедурных элементов декларирования, требующих определения в рамках нормативного правового акта;
обновлением отдельных требований к оформлению декларации, исходя из накопленного опыта декларирования.
Мониторинг декларирования промышленной безопасности и анализ поступающих в Ростехнадзор деклараций и заключений экспертизы по ним, осуществляемый ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», позволил в процессе разработки РД 03-14-2005 отредактировать требования к структуре и содержанию документа с точки зрения конкретизации отдельных положений и сокращения объема и дублирования представляемых сведений.
В соответствии с п. 16 РД 03-14-2005 структурные элементы декларации сохранились неизменными: она состоит из пяти основных разделов и двух обязательных приложений (расчетно-пояснительная записка и информационный лист), оформляемых отдельно от основной части декларации.
Ниже рассмотрены некоторые положения нового документа, по которым поступают вопросы от разработчиков деклараций и которые требуют, на наш взгляд, пояснений
- 16.Основными принципами защиты населения и территорий от чс являются
- 17.Основные способы защиты персонала объекта экономики и населения в условиях возникновения чс.
- 19.Основные методы защиты от воздействия поражающих факторов чс. Способы защиты человека от воздушной ударной волны.
- 20.Основные методы защиты от воздействия поражающих факторов светового излучения.
- 21. Основные параметры огневого шара, определяющие его поражающее действие
- 22.Оповещение населения при чрезвычайной ситуации
- 25. Пожаро-взрывоопасный объект: определение, категории.
- 26. Прогнозирование химической обстановки при аварии (разрушении) на химически опасном объекте
- 27. Основные методы защиты от токсического действия опасных химических веществ.
- 28. Перечислить основные средства и методы защиты от вредного воздействия электрического тока
- 31. Средства и методы тушения пожаров на объектах нефтепереработки.
- 32. Электробезопасность. Требования электробезопасности к оборудованию.
- 33. Влияние вредных веществ на работающих. Защита работающих от воздействия вредных газов и паров.
- 34. Характеристика классов опасности вредных веществ. Группы ахов.
- 35. Мероприятия по предупреждению чс на объектах нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
- 36. Анализ и оценка риска. Виды рисков и их показатели.
- 37. Прогнозирование чс и возможных последствий на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях.
- 38. Содержание и порядок разработки планов эвакуации населения при возникновении чс.
- 39. Виды, характеристика защитных сооружений и порядок их использования в чс на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях.
- 40. Средства индивидуальной защиты, их виды, характеристика и порядок использования в чс.
- 41. Основные направления обеспечения устойчивости работы нефтеперерабатывающих и химических предприятий в чс.
- 42. Разработка и внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы нефтеперерабатывающих и химических предприятий в чс.
- 43. Используемые силы, средства и основные принципы проведения асднр при чс на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях.
- 44. Особенности локализации и тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях.
- 45. Возможные поражения персонала при взрыве нефтехимическом предприятии. Оказание первой медицинской помощи пораженным.
- «Защита в чрезвычайных ситуациях на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях»
- 54 Мониторинг обстановки и окружающей среды в чс.
- 55 Разработать алгоритм (последовательность) проведения операций по ликвидации пожара пролива нефтепродуктов при разгерметизации резервуара.
- 56 Разработать алгоритм проведения операций по ликвидации разлива нефтепродуктов при порыве мн. Разлив нефтепродукта попадает в воду.
- 57 Предупреждение чс: определение и основные направления.
- 58 Разработать схем управления при возникновении чс федерального значения в г.О. Уфа.
- 59 Какие объекты относят к зонам особой значимости. Как осуществляется защита зон особой значимости в случае возникновения или угрозы чс.
- 60 Контроль химической обстановки на хоо. Основные приборы контроля заражения воздуха.
- 61 Порядок разработки и содержание деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.