Введение
Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Однако кризис перестроечных и постперестроечных лет, спад экономики неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмировались около 350 тыс. человек.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования, технологических процессов.
Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.
Создавшаяся ситуация требовала решительных и эффективных мер. В августе 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране труда, ставшие базой совершенствования законодательства, поставленного на защиту здоровья людей на производстве. В феврале 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы.
В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено новое Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", коренным образом изменивший систему возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 г. утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые нарушения правил и норм по охране труда.
Особо следует отметить Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г. (Основы законодательства РФ об охране труда признаны утратившими силу.)
26 декабря 2001 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс России.
Вопросы, связанные с охраной труда, в новом Трудовом кодексе нашли достаточно полные законодательные ответы. Такая позиция свидетельствует о том, что разработка государственной правовой базы этой чрезвычайно важной для работников сферы за последние годы существенно продвинулась вперед.
Практически полностью изменилась правовая база в области промышленной безопасности. За время с 1993 г. по 1997 г. появился целый ряд новых законов, регулирующих отношения в этой области: «О пожарной безопасности», «Об экологической экспертизе», и др. В результате для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью, и последствия их практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, отношения в области безопасности оказались в определенной степени регулируемыми действующим законодательством. Но этого не было достаточно для потенциально опасных объектов. Уменьшение риска аварий на них требовало специальных правовых механизмов, которые и установил Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающий усиление государственной политики в области предупреждения аварий и травматизма на опасных производственных объектах.
Безусловно, что решение многих проблем сдерживается недостатками законодательной базы в области промышленной безопасности и охраны труда, но кроме этого в наши дни вопросы обеспечения безопасных условий труда требуют и нового уровня развития социального партнерства. В работе по улучшению условий и охраны труда должны быть объединены усилия органов государственной власти всех уровней, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей.
Главная задача сегодняшних дней – объединение усилий, направление их на изменение психологии в обществе, достижение понимания того, что жизнь и здоровье человека труда являются высшей степенью ценностей.
Кроме этого необходимо постоянно помнить о том, что политика обеспечения безопасности и охраны труда должна основываться на конкретных особенностях производства, где и решаются, в конечном счете, все проблемы безопасности.
Вот почему перед работодателем (руководителем предприятия) стоит задача в рамках действующего законодательства правильно организовать на предприятии работу по охране труда, создав безопасные и здоровые условия на каждом рабочем месте, предупредить производственные травмы и профессиональные заболевания.
В ОАО «Татнефть» с 1993 г. действуют «Основные положения об организации работы по охране труда в нефтяной промышленности», регламентирующие порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда. В них определены основные обязанности должностных лиц по обеспечению безопасных условий труда, порядок проведения инструктажей персонала безопасным методам работы, порядок организации и осуществления контроля за состоянием условий труда и ответственность работников за нарушение правил и норм охраны труда.
- Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
- Введение
- 1. Понятие охраны труда
- 2. Правовая основа охраны труда
- 3. На кого распространяется действие Федерального закона об охране труда
- 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- 5. Единые нормативные акты по охране труда
- 6. Государственное управление охраной труда
- 7. Служба охраны труда
- 7.1. Задачи и обязанности службы охраны труда
- 7.2. Права службы охраны труда
- 8. Комитеты (комиссии) по охране труда
- 10. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- 11. Соблюдение требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования
- 12. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- 13. Аттестация рабочих мест по условиям труда
- 14. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них
- 15. Меры защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов
- 16. Правила по охране труда, обязательные для работодателя
- 17. Инструкции по охране труда, обязательные для работников, и контроль за их соблюдением
- 17.1. Обязанности работника по соблюдению норм и правил охраны труда
- 18. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- 19. Инструктаж по охране труда
- 20. Первичная проверка знаний по охране труда у руководителей и специалистов при назначении на должность
- 21. Стажировка
- 22. Первичная проверка знаний по охране труда у работников, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда
- 23. Дублирование
- 24. Обучение по охране труда руководителей, специалистов и рабочих
- 25. Периодическая и внеочередная проверка знаний по охране труда у руководителей и специалистов на предприятии
- 26. Периодическая и внеочередная проверка знаний по охране труда у работников, связанных с работой, к которой предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда
- 27. Талоны предупреждений
- 28. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- 29. Выдача специальной одежды и других средств индивидуальной защиты
- 30. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
- 31. Выдача смывающих и обезвреживающих средств.
- 32. Средства на мероприятия по охране труда
- 33. Расследование и учет несчастных случаев на производстве Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет
- 34. Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний (отравлений)
- 35. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 36. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавшего
- 37. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат
- 38. Возмещение морального вреда
- 39. Охраны труда женщин и молодежи
- 39.1. Охрана труда женщин
- 39.2. Охрана труда несовершеннолетних
- 40. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- 41. Ведомственный (оперативный) контроль за состоянием условий труда на объектах
- 42. Оперативная информация о состоянии условий труда.
- 43. Ответственность за нарушение требований охраны труда
- Дисциплинарная ответственность
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 44. Требования к ручному инструменту и приспособлениям
- 45. Требования к электрифицированному инструменту
- 46. Требования к лестницам и стремянкам
- 47. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную