logo search
Охр тр практикум

2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма

Анализ производственного травматизма на предприятиях и транспортных службах проводится с целью определения закономерностей возникновения травм и разработки мероприятий по их профилактике. Для анализа производственного травматизма применяется следующие основные методы: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод предусматривает изучение динамики причин по документам (актам по форме Н-1, больничных листов) за определенный период времени (квартал, полгода, год) и для определенных профессий, участков и транспортных служб.

Для оценки уровня травматизма используются следующие относительные показатели:

1. Коэффициент частоты травматизма Кч, который определяется числом несчастных случаев, приходящихся на 1000 человек за определенный период (год, полугодие, квартал), на данном предприятии:

, (2.1)

где n – число учитываемых несчастных случаев;

P – среднесписочный состав работающих в данном отчетном периоде, где учитываются все рабочие и служащие транспортной службы или предприятия в целом.

2. Коэффициент тяжести травматизма Кт выражает среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай в отчетном периоде:

, (2.2)

где Т – суммарное время нетрудоспособности в днях по больничным листам.

3. Коэффициент потерь Кп представляет собой отношение количества человеко-дней неработающих, приходящихся на 1000 работников. При этом смертельные и групповые случаи учитываются отдельно

, (2.3)

Все эти показатели позволяют сопоставить состояние травматизма на различных предприятиях, отдельных отраслях промышленности и транспортных службах.

Статистический метод, учитывающий возрастной состав работающих, позволяет полностью охарактеризовать динамику производственного травматизма по отдельным профессиям с наиболее неблагоприятными условиями работы, которые потребуют тщательного анализа причин травматизма другими методами.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия, которые затем наносят условными знаками на плане предприятия, участка, транспортного подразделения. Это позволяет представить общую картину состояния травматизма, однако не дает причин и условий, которые привели к несчастному случаю.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий, в которых произошел несчастный случай: технологические процессы, основное и вспомогательное оборудование, обрабатываемые материалы, общие условия производственной обстановки, рабочие места, индивидуальные защитные средства, одежда и особенности работы, режим труда и отдыха, психологические факторы. Это позволяет выявить потенциально опасные и вредные факторы, которые могут привести к травмам.

Групповой метод изучения травматизма основан на анализе повторяемости несчастных случаев независимо от тяжести повреждений. Имеющийся материал расследования распределяется по группам для выявления несчастных случаев одинаковых по обстоятельствам, происшедших по однородной обстановке, на одном оборудовании, а также наиболее часто повторяющиеся по характеру повреждений.

Экономический метод заключается в определении экономических убытков, вызванных производственным травматизмом, а также эффективности мероприятий по снижению затрат на работы по охране труда.

Оценка уровня травматизма на предприятии или на транспортном подразделении выполняется для двух кварталов: зимний (декабрь, январь, февраль) и весенний (март, апрель, май); по исходным данным, приведенным в приложении А.2 в следующей последовательности:

1. Определяется коэффициенты частоты, тяжести и потерь, формулы (2.1, 2.2, 2.3) для первого зимнего периода;

2. Определяется эти же коэффициенты для летнего периода по тем же формулам, но при других изменяющихся исходных данных (приведенных в приложении А.2);

3. Произвести сравнение полученных данных по зимнему и летнему периоду и сделать вывод по изменяющимся результатам в большую или меньшую сторону.