2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
Анализ производственного травматизма на предприятиях и транспортных службах проводится с целью определения закономерностей возникновения травм и разработки мероприятий по их профилактике. Для анализа производственного травматизма применяется следующие основные методы: статистический, топографический, монографический и экономический.
Статистический метод предусматривает изучение динамики причин по документам (актам по форме Н-1, больничных листов) за определенный период времени (квартал, полгода, год) и для определенных профессий, участков и транспортных служб.
Для оценки уровня травматизма используются следующие относительные показатели:
1. Коэффициент частоты травматизма Кч, который определяется числом несчастных случаев, приходящихся на 1000 человек за определенный период (год, полугодие, квартал), на данном предприятии:
, (2.1)
где n – число учитываемых несчастных случаев;
P – среднесписочный состав работающих в данном отчетном периоде, где учитываются все рабочие и служащие транспортной службы или предприятия в целом.
2. Коэффициент тяжести травматизма Кт выражает среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай в отчетном периоде:
, (2.2)
где Т – суммарное время нетрудоспособности в днях по больничным листам.
3. Коэффициент потерь Кп представляет собой отношение количества человеко-дней неработающих, приходящихся на 1000 работников. При этом смертельные и групповые случаи учитываются отдельно
, (2.3)
Все эти показатели позволяют сопоставить состояние травматизма на различных предприятиях, отдельных отраслях промышленности и транспортных службах.
Статистический метод, учитывающий возрастной состав работающих, позволяет полностью охарактеризовать динамику производственного травматизма по отдельным профессиям с наиболее неблагоприятными условиями работы, которые потребуют тщательного анализа причин травматизма другими методами.
Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия, которые затем наносят условными знаками на плане предприятия, участка, транспортного подразделения. Это позволяет представить общую картину состояния травматизма, однако не дает причин и условий, которые привели к несчастному случаю.
Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий, в которых произошел несчастный случай: технологические процессы, основное и вспомогательное оборудование, обрабатываемые материалы, общие условия производственной обстановки, рабочие места, индивидуальные защитные средства, одежда и особенности работы, режим труда и отдыха, психологические факторы. Это позволяет выявить потенциально опасные и вредные факторы, которые могут привести к травмам.
Групповой метод изучения травматизма основан на анализе повторяемости несчастных случаев независимо от тяжести повреждений. Имеющийся материал расследования распределяется по группам для выявления несчастных случаев одинаковых по обстоятельствам, происшедших по однородной обстановке, на одном оборудовании, а также наиболее часто повторяющиеся по характеру повреждений.
Экономический метод заключается в определении экономических убытков, вызванных производственным травматизмом, а также эффективности мероприятий по снижению затрат на работы по охране труда.
Оценка уровня травматизма на предприятии или на транспортном подразделении выполняется для двух кварталов: зимний (декабрь, январь, февраль) и весенний (март, апрель, май); по исходным данным, приведенным в приложении А.2 в следующей последовательности:
1. Определяется коэффициенты частоты, тяжести и потерь, формулы (2.1, 2.2, 2.3) для первого зимнего периода;
2. Определяется эти же коэффициенты для летнего периода по тем же формулам, но при других изменяющихся исходных данных (приведенных в приложении А.2);
3. Произвести сравнение полученных данных по зимнему и летнему периоду и сделать вывод по изменяющимся результатам в большую или меньшую сторону.
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на