5.1. Общие положения
Производственный шум – это совокупность нежелательных звуков, различных по интенсивности и частоте колебаний, возникающих при работе машин, устройств и оборудования на производстве, вызывающие неприятные ощущения.
Исходя из свойств и характеристик колебательных процессов и среды, в которой распространяются колебания, в инженерной практике определилось несколько направлений по средствам защиты от шума:
– обеспечение благоприятных условий по излучению звуковых колебаний (акустика помещений, залов, эстрадных площадок и др.);
– уменьшение производственного и транспортного шумов от источников (борьба с производственным шумом);
– уменьшение колебаний в жидкой среде (гидроакустика);
– уменьшение колебаний в твердой среде (борьба с вибрацией).
Все эти направления имеют еще и особенности отдельных отраслей промышленности и транспорта.
Источниками шума и вибрации в промышленности являются различные колеблющиеся, твердые, жидкие и газообразные тела, создающие беспорядочное сочетание звуков, различного спектрального состава.
По физическому представлению звук и шум близки друг к другу, так как имеют общие параметра и характеристики, к которым относятся:
Звуковое давление. Определяется амплитудой колебаний, чем больше амплитуда, тем громче ощущается звук. Слуховой орган человека способен воспринимать довольно большой диапазон звуковых давлений от 10-5 до 102 Па. Поэтому для удобства вычисления и оценки звуковое давление определяется в относительных единицах – децибелах.
, (5.1)
где р – измеренное звуковое давление, Па;
р0 – пороговое значение, ровно 2·10-5 Па.
Интенсивность шума определяется количеством звуковой энергии, проходящей через единицу площади в Вт/м2. Уровень интенсивности шума равен:
, (5.2)
где I – интенсивность звука, Вт/м2;
I0 – условный нулевой уровень интенсивности равен 10-12 Вт/м2.
Акустическая мощность определяется количеством звуковой энергии, излучаемой источником в единицу времени, оценивается аналогично интенсивности:
, (5.3)
где W – акустическая мощность источника, Вт;
W0 – условный порог акустической мощности, равный 10-12 Вт.
Звуковое давление, интенсивность и мощность являются энергетическими характеристиками шума.
Частота колебаний шума представляет собой одну из основных характеристик, определяющих количество колебаний в единицу времени (секунду), измеряется в Герцах (одно колебание в секунду – Герц) – Гц.
Орган слуха человека воспринимает звуковые колебания в диапазоне частот от 16 до 20000 Гц.
По частоте колебания определяют период звукового колебания:
, (5.4)
Период определяется временем между одновременными амплитудами колебаний.
Спектр шума. Устанавливает зависимость уровней шума от частоты. Для акустических расчетов, а также для удобства нормирования весь частотный диапазон звуковых колебаний от 20 до 10000 Гц разбит на девять октавных полос со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000. Средняя частота в октавном диапазоне определяется по формуле:
, (5.5)
где fн, fВ – нижняя и верхняя частота октавной полосы, Гц.
Октавная частота полос характеризуется тем, что верхняя предельная частота в два раза превышает нижнюю.
Скорость распространения звуковых колебаний характеризует процесс колебаний твердой, жидкой и газообразной среды, при котором происходит передача от одних частиц среды к другим. На пути распространения скорость звуковых колебаний зависит от упругих свойств среды, ее плотности и температуры (в воздухе при t = 20С скорость равна – 340 м/с; а при t = 250С – 450; для воды – 1500 м/с; для льда – 3200 м/с; для бетона – 4000 м/с; для стали – 5200 м/с).
Длина звуковой волны представляет собой расстояние между соседними волнами и зависит от скорости распространения С и частоты колебаний f:
. (5.6)
Чем выше частота колебаний, тем короче длина волны и наоборот, чем ниже частота, тем она длиннее.
Суммарный уровень шума нескольких источников. Определяется на основе энергетического суммарного излучения каждого источника.
Для одинаковых по уровню шума источников
, (5.7)
где L1 – уровень шума одного источника, дБ;
n – количество источников.
При наличии двух и более источников шума с разными уровнями суммарный уровень определяется поочередным энергетическим суммированием уровней, начиная с максимального.
, (5.8)
где LМ – максимальный уровень из суммируемых нескольких источников, дБ;
L1, L2…Li – добавки к максимальному LМ или последующему суммарному уровню шума , определяется по разности уровней L1-L2 из табл. 5.1.
Таблица 5.1
L1-L2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
L | 3,0 | 2,5 | 2 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 |
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на