2.1. Общие положения
Несчастный случай с работающим на производстве или транспорте связан с воздействием опасного фактора, который приводит к производственной травме.
Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве, часто вызывается нарушением техники безопасности труда.
Совокупность производственных травм называется производственным травматизмом.
Согласно ДСТУ 2293-00. ССБТ, к производственному травматизму относятся:
– несчастные случаи;
– профессиональные заболевания;
– профессиональные отравления.
Травмы, в зависимости от характера воздействия, классифицируются на механические (переломы, ушибы), термические (ожоги, обморожения), электрические (остановка дыхания, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, ожоги), химические (отравления, ожоги), психофизические (испуг, невроз, шок) и др.
К профессиональным заболеваниям относятся заболевания, которые проявляются при длительном постепенном воздействии химически вредных веществ, на работающего (например, работник малярного отделения, крановщик сталеплавильного или доменного участка и др.).
Профессиональное отравление связано с резким ухудшением здоровья от внезапного воздействия химических отравляющих веществ (при авариях с ж.д. цистернами, взрывами, утечками и т.п.).
Несчастные случаи считаются производственными, если установлена их связь с производством и они произошли:
– на территории транспортной службы или предприятия в рабочее время;
– на территории предприятии в сверхурочные, праздничные и выходные дни, при работе по заданию;
– при работе вне предприятия по заданию общественных организаций (в командировке, спасению людей и др.);
– на транспортных автомобильных средствах предприятия (при доставке рабочих и служащих к месту работы и с работы);
– на транспорте с обслуживающим персоналом (локомотивов, вагонов, автодрезин, кранов, автомобилей и др.).
Бытовыми несчастными случаями считаются травмы, которые произошли за пределами предприятия с лицами в свободное от работы время, не связанное со служебными обязанностями, в быту и следования на работу общественным транспортом.
Несчастные случаи на производстве подлежат обязательному расследованию специальной комиссией, куда входят представители от работодателя (предприятия), профсоюзных организаций, Госнадзорохрантруда, Фонда соцстрахования и др. Конкретный состав комиссии для расследования установлен положением НПАОП.0.00-6.02-04 «Порядок расследования и проведение учета несчастных случаев, профзаболеваний и аварий на предприятиях» [4].
В зависимости от тяжести несчастного случая и количества пострадавших могут проводиться специальные расследования:
– несчастных случаев со смертельным исходом;
– групповых несчастных случаев с двумя и более пострадавшими работниками;
– случаи исчезновения работника при выполнении производственных обязанностей;
– несчастные случаи с тяжелыми последствиями, в том числе с возможной инвалидностью.
Состав специальной комиссии назначается приказом руководителя территориального управления Госнадзорохрантруда, во главе с его представителем.
В комиссию включаются:
– представитель Госнадзорохрантруда;
– представитель министерства или объединения, в которое входит предприятие или служба транспорта;
– руководитель службы охраны труда предприятия или транспортной службы;
– представитель профсоюзной службы предприятия и областной профслужбы;
– представитель санитарно-эпидемической службы;
– представитель Фонда социального страхования.
Специальное расследование проводится не более 10 рабочих дней. Результаты расследования оформляются следующими документами:
– акт по форме Н-1 на каждого потерпевшего;
– акт специального расследования по форме Н-5;
– карта обследования профессионального заболевания по форме П-5;
– другие материалы, связанные с особенностями данной профессии и вида трудовой деятельности.
Акт по форме Н-1 является одним из основных документов и содержит 17 позиций, в которых отражается название, адрес и отрасль организации, фамилия, имя, отчество, возраст пострадавшего, профессия, место работы и происшествия, стаж работы, проведенные инструктажи, время несчастного случая и описание обстоятельств, причина несчастного случая, перечень мероприятий и последствия несчастного случая.
Акт составляется в четырех экземплярах, один из которых остается в деле организации, остальные направляются в другие вышестоящие инстанции.
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на