logo search
Диплом май

3.1. Программа повышения педагогической компетенции родителей детей младшего дошкольного возраста

На основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента мы предположили, что повышение уровня педагогической компетентности родителей может рассматриваться как одно из условий успешной адаптации детей, если основывается на положениях об организации педагогического сопровождения родителей (Аксарина Н.М., Голубева Л.Г., Доронова Т.Н., Миронова Л.Р., Скромная Ю.Е., Стародубцева И.А., Тырнова Н.А.).

Исходя из этого, нами была определена структура и содержание формирующего эксперимента.

Цель: разработать проект, направленный на создание условий для повышения уровня педагогической компетентности родителей как фактора успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Задачи:

  1. Разработать этапы создания педагогических условий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей, благоприятно влияющей на адаптацию детей к условиям детского сада.

  2. Спроектировать предварительную работу с педагогами и подготовить их к изменению системы работы с родителями в процессе адаптации детей к условиям детского сада.

  3. Разработать систему работы с родителями, направленную на повышение их педагогической компетентности.

  4. Провести оценку эффективности проекта по повышению педагогической компетентности родителей.

Первый этап формирующего эксперимента

Цель: провести предварительную работу по подготовке педагогов к организации взаимодействия с родителями в процессе организации работы по адаптации детей к детскому саду.

Задачи:

  1. Подвести воспитателей к необходимости изменения системы работы по взаимодействию с родителями в процессе адаптации детей к условиям детского сада.

  2. Поставить перед воспитателями задачи по организации работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Формы работы:

- педагогическая диагностика (анкетирование);

- консультация;

- тренинг.

На первом этапе была проведена предварительная работа с педагогами детского сада, направленная по подготовку педагогов к изменению системы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к детскому саду, поскольку уровень педагогического взаимодействия воспитателей детского сада и родителей может существенным образом повлиять на формирование педагогической компетентности родителей.

Программа работы с педагогами по организации взаимодействия с родителями представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Программа работы с педагогами детского сада

Тема

Форма организации

Мероприятия по программе

Оценка уровня взаимодействия воспитателей детского сада с родителей

Педагогическая диагностика

Беседа с педагогами, анкетирование

Проблема организации эффективного взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Консультация

Решение проблемной ситуации: «Какие трудности возникают у меня при общении с родителями детей моей группы?»

Игровое моделирование «Как общаться с «трудным» родителем»?

Взаимодействие с семьей как фактор успешной адаптации детей к условиям детского сада

Тренинг

Решение проблемной ситуации: «Как мы можем привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом?»

Игровое моделирование: «Тактика взаимодействия с родителями»

Анализ поведения детей в ходе адаптации к условиям детского сада, их поведения

Ожидаемые результаты:

- стремление воспитателей к налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями;

- повышение уровня педагогической компетентности воспитателей;

- изменение модели взаимодействия педагогов детского сада и родителей в процессе организации работы по адаптации детей к детскому саду.

Второй этап формирующего эксперимента

Цель: Разработка системы работы по повышению педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

  2. Развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения.

  3. Ознакомление родителей с элементами диагностики уровня адаптации детей к детскому саду.

  4. Достижение уровня партнерских отношений между родителями и детьми.

Формы работы:

- консультации;

- тренинги;

- решение педагогических задач и ситуаций;

- деловые игры;

- обмен опытом семейного воспитания;

- обсуждение проблемных вопросов.

Программа работы с родителями представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Содержание программы

Тема

Цели

Методы работы, организация проведения

1

«Психо-физические особенности детей младшего дошкольного возраста». Форма проведения: консультация

Помочь родителям понять, что развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и не может оцениваться как «правильное» или «неправильное», «плохое» или «хорошее». Необходимо показать родителям значимость положительной оценки достижений ребенка

Познакомить родителей с психофизическими особенностями детей младшего дошкольного возраста. Предложить варианты игр с детьми. Чтобы повысить интерес родителей к рассматриваемой проблеме, мы предложили им обменяться впечатлениями о возникающих трудностях в период адаптации детей в детском саду. В рамках данного мероприятия родителям предлагался просмотр видеоматериала о поведении детей в период адаптации к детскому саду, проводилась дискуссия по проблеме.

2

«Что вы можете сделать для своего ребенка?»

Форма проведения: консультация

Познакомить родителей с особенностями их влияния на становление личности ребенка.

Привлечь внимание родителей к той роли, которую они занимают в воспитании собственного ребенка и его адаптации в детском саду

Основным содержание консультации становится обсуждение проблем, связанных с воспитанием ребенка в современной семье. Необходимо показать особенности влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника, на особенности его адаптации в детском саду, раскрывает проблемы детей, в частности, проблемы связанные с дезадаптацией детей в детском саду.

3

«Трудно ли детям общаться? Почему это происходит?»

Форма проведения:

тренинг

Развитие у родителей понимания трудностей в общении детей.

Оценка уровня комфортности детей в семье.

Данный тренинг посвящен проблемам общения детей, как внутрисемейного, так и общения ребенка со сверстниками и педагогами детского сада. Родители смогут проанализировать стиль воспитания, сложившийся в их семье. Родителям предлагается совместно рассмотреть и проанализировать детские рисунки с точки зрения диагностики комфортности самочувствия ребенка в семье. С помощью данной методики родители смогут понять, как существующий стиль семейного воспитания отражается на самом ребенке. С помощью игрового моделирования предлагаются решения проблемных ситуаций в общении с детьми и детей со сверстниками.

4

«Как лучше организовать общение с ребенком?»

Форма проведения:

тренинг, решение педагогичес-ких задач и ситуаций

Показать родителям необходимость создания семейной атмосферы, основанной на понимании, уважении, любви и доверии между родителями и детьми.

В ходе проведения организована дискуссия, в ходе которой обсуждается с родителями разнообразие стилей семейного воспитания.

Предполагается, что участники придут к выводу, что самым оптимальным стилем общения являются «партнерские» взаимоотношения с ребенком.

Проведение игры «Я - ребенок» способствует возникновению у взрослых ощущения детства. Дома родители должны будут проследить за своей реакцией на поведение ребенка.

5

«Давай поиграем»

Форма организации:

игровое модели-рование

Научить родителей общаться с детьми, чувствовать их проблемы

У родителей сформируются знания о том, как преодолеть трудности в адаптации с помощью игровых методов, в ходе организации совместных игр родителей и детей необходимо научить родителей создавать предметно-развивающую среду для детей. Родителям предлагается принять участие в совместных играх с детьми, разрабатывается памятка о том, в какие игры можно играть с детьми дома, как научить детей общаться с другими детьми и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации второго этапа формирующего проекта проявляются в различных аспектах:

- в улучшении отношений родителей с ребенком, в налаживании взаимопонимания (аксиологический компонент);

- в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности (аксиологический компонент);

- в умении родителями понимать и решать возникающие проблемы во взаимоотношениях с ребенком, прогнозируя последствия своих действий (технологический компонент);

- в умении видеть трудности в общении своего ребенка и своевременно оказывать ему помощь (личностно-творческий компонент);

- в повышении уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Реализация указанных условий, на наш взгляд, будет являться эффективным средством повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.