Выводы по констатирующему эксперименту
По результатам проведенного констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей организации адаптации детей можно сделать следующие выводы:
Проведенная первая серия констатирующего эксперимента показала, что у большинства детей адаптации к детскому саду находится на среднем или тяжелом уровне. Это обусловлено тем, что:
- у детей достаточно нестабильное эмоциональное состояние;
- дети достаточно тяжело привыкают к новому режиму дня в детском саду;
- у детей плохо развиты навыки осуществления социальных контактов с детьми и взрослыми.
Вторая серия констатирующего эксперимента позволила выявить уровень сформированности педагогической компетентности родителей в условиях адаптации детей к детском саду. У большинства родителей (80%) выявлен средний и низкий уровень развития педагогической компетенеции, что проявляется в том, что родители не знают особенностей адаптации детей в детском саду, не могут им помочь преодолеть трудности в процессе адаптации. При этом аксиологический компонент педагогической компетенции (система ценностных ориентаций родителей, отношение к ребенку) почти у всех родителей развит на высоком уровне, что является предпосылкой для организации совместной работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической компетенции родителей. Технологический и личностный компоненты педагогической компетенции родителей развиты на недостаточном уровне, об этом свидительствут следующие проявления: родители не знают закономерностей развития детей младшего дошкольного возраста, источников информации о воспитании ребенка и особенностях подготовки детей к детскому саду; не удовлетворяют потребности детей в самостоятельности и признании достижений, не умеют создавать предметно-развивающую среду для детей.
В ходе проведения третьей серии констатирующего эксперимента по изучению особенностей осуществления работы по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду существующую систему работы можно отнести ко второму типу организации работы – достаточному, поскольку в дошкольном образовательном учреждении проводится планомерная работа по организации работы с родителями, что находит отражение в планах (проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций). Однако запланированные мероприятия частично соответствуют задачам успешной адаптации детей к детскому саду, хотя и являются актуальными. Это происходит потому, что в проводимой работе не учитываются индивидуальные особенности детей и родителей как фактор адаптации детей к условиям детского сада.
Обобщая полученные данные констатирующего эксперимента, можно дать общую оценку уровню организации работы по обеспечению адаптации детей к условиям детского сада и уровня компетенции родителей в процессе адаптации детей к детскому саду и отнести его к низкому уровню: выбранные методы не способствуют включению родителей в работу по организации процесса адаптации детей в детском саду, поскольку являются однообразными (родительские собрания) и не соответствуют задачам организации работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении (управленческим, обучающим, информационным и т.п.). Родители занимают пассивную позицию в процессе адаптации детей к детскому саду. К существующей системе работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении отношение неопределенное. Свое участие в процессе работы по адаптации детей в детском саду родители считают формальностью.
- Глава 1. Теоретико-методологические подходы к организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
- Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- Педагогическая компетенция родителей как предмет изучения при адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по теоретической главе
- Глава 2. Анализ особенностей организации работы по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении на основе повышения педагогической компетентности родителей
- 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2.2. Результаты констатирующего эксперимента
- Выводы по констатирующему эксперименту
- Глава 3. Формирующий эксперимент
- 3.1. Программа повышения педагогической компетенции родителей детей младшего дошкольного возраста
- Приложения Приложение 1. Анкета для родителей
- Приложение 2. Анкета для воспитателя