2.2. Результаты констатирующего эксперимента
В ходе проведения первого этапа констатирующего эксперимента нами была использована методика «Лист адаптации» для изучения уровня психофизиологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты диагностики уровня адаптации детей в детском саду
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Эмоциональное состояние | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка | Уровень адаптации |
1 | Дима Д. | 2 | 1 | 1 | 2 | Сложная |
2 | Маша О. | 5 | 4 | 4 | 5 | Легкая |
3 | Аня К. | 3 | 4 | 3 | 4 | Средняя |
4 | Миша Д. | 2 | 3 | 4 | 4 | Средняя |
5 | Дима П. | 1 | 2 | 1 | 2 | Сложная |
6 | Антон Д. | 0 | 1 | 1 | 1 | Сложная |
7 | Галя Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | Сложная |
8 | Ульяна Д. | 3 | 4 | 4 | 5 | Средняя |
9 | Марина П. | 4 | 3 | 3 | 4 | Средняя |
10 | Оксана Д. | 5 | 5 | 4 | 5 | Легкая |
11 | Зина П. | 2 | 2 | 2 | 3 | Сложная |
12 | Оля Г. | 3 | 3 | 2 | 3 | Средняя |
13 | Катя Б. | 4 | 4 | 4 | 4 | Средняя |
14 | Маша З. | 5 | 4 | 5 | 5 | Легкая |
15 | Илья Д. | 2 | 2 | 3 | 3 | Средняя |
16 | Никита О. | 4 | 5 | 4 | 4 | Средняя |
17 | Лена Ж. | 5 | 4 | 5 | 5 | Легкая |
18 | Игорь Ю. | 1 | 2 | 2 | 2 | Сложная |
19 | Коля Д. | 3 | 3 | 4 | 4 | Средняя |
20 | Нина З. | 4 | 3 | 4 | 4 | Средняя |
21 | Лена О. | 2 | 2 | 2 | 2 | Сложная |
22 | Антон Е. | 1 | 2 | 1 | 2 | Сложная |
23 | Игорь У. | 0 | 1 | 1 | 1 | Сложная |
24 | Андрей Д. | 2 | 2 | 2 | 3 | Сложная |
25 | Катя П. | 3 | 4 | 4 | 5 | Средняя |
26 | Аня О. | 4 | 3 | 3 | 4 | Средняя |
27 | Олеся Г. | 5 | 5 | 4 | 5 | Легкая |
28 | Лена Д. | 2 | 2 | 2 | 3 | Сложная |
29 | Маша О. | 3 | 3 | 2 | 3 | Средняя |
30 | Глеб Д. | 4 | 4 | 4 | 4 | Средняя |
Распределение детей по уровням адаптации представлено на рис.2.1.
Рис.2.1. Распределение детей по уровням адаптации
Для подтверждения результатов диагностики нами было проведено анкетирование воспитателей. На основании проведенного анкетирования можно выделить следующие уровни адаптации у детей младшего дошкольного возраста (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Распределение детей по уровням адаптации
Легкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжелая адаптация | |||
Кол-во детей, чел. | Кол-во детей, % | Кол-во детей, чел. | Кол-во детей, % | Кол-во детей, чел. | Кол-во детей, % |
5 | 16,67 | 16 | 53,34 | 9 | 29,99 |
Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что у большинства детей адаптации к детскому саду находится на среднем или тяжелом уровне.
На втором этапе констатирующего эксперимента было проведено изучение уровня педагогической компетенции родителей.
По результатам анкетирования родителей были получены следующие данные:
- Большинство родителей считают, что воспитанием детей должны заниматься родители и педагоги (18 родителей – 60%), 7 родителей (23,34%) полагают, что воспитанием должны заниматься родители, и 16,67% (5 человек) родителей считают, что воспитанием должны заниматься педагоги и воспитатели.
- Большинство родителей (20 человек – 66,67%) готовы отказаться от своих планов ради детей, 7 человек (23,34%) делают это иногда, и только 3 человека (10%) не готовы отказываться от своих планов ради ребенка.
Полученные данные говорят о том, что аксиологический компонент педагогической компетенции у родителей развит на достаточно высоком уровне.
При ответе на вопросы, касающиеся технологического компонента педагогической компетенции, были получены следующие данные:
- Большинство родителей примерно знают, как проходит процесс привыкания детей к детскому саду (17 человек – 56,67%), 8 родителей (26,67%) не считаю, что это должно их касаться, 5 родителей (16,67%) считают, что знают о процессе адаптации в детей в детском саду, поскольку читали специальную литературу и консультировались с воспитателями;
- 19 родителей (63,34%) считают, что почти всегда члены семьи единодушны в выражении поощрений, наказаний, запрещений и разрешений, 8 родителей говорят о том, что такое происходит редко или никогда (26,67%), и 3 родителей (10%) считают, что всегда единодушны в выражении поощрений, наказаний, запрещений и разрешений;
- 10 родителей по результатам анкетирования (33,34%) говорят о том, что их дети спокойно относятся к режимным процессам, 8 родителей (26,65%) считают, что дети относятся к режимным процессам хорошо, а 12 родителей (40%) отвечают, что их дети отрицательно относятся к режимным процессам.
Таким образом, можно говорить о том, что технологический компонент педагогической компетенции у родителей развит на среднем и низком уровнях.
При ответе на вопросы, касающиеся личностно-мотивационного компонента педагогической компетенции, были получены следующие данные:
- Большинство родителей (20 человек – 66,67%) играют со своими детьми достаточно редко (из-за работы, занятости и т.п.), 5 человек (16,67%) не играют с детьми, поскольку у них нет на это времени, 5 родителей (16,67%) играют с детьми постоянно.
- Большинство родителей (18 человек – 60%) учат ребенка осуществлять действия с предметами очень редко, 7 человек (23,34%) считают, что у них нет на это времени и предметным действиям ребенка обучат в детском саду, 5 человек (16,67%) объясняют ребенку, как надо что-то сделать постоянно.
Таким образом, личностно-творческий компонент педагогической компетенции у родителей по результатам анкетирования развит у родителей на низком и среднем уровнях.
По результатам заполнения карты самоанализа родителей были получены следующие данные по распределению родителей по уровням педагогической компетенции (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Распределение родителей по уровням педагогической компетенции
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Кол-во родителей, чел. | Кол-во родителей, % | Кол-во родителей, чел. | Кол-во родителей, % | Кол-во родителей, чел. | Кол-во родителей, % |
5 | 16,67 | 16 | 53,34 | 9 | 29,99 |
Обобщая результаты анкетирования и карты самоанализа родителей, отразим уровни педагогической компетенции родителей на рис.2.2.
Рис.2.2. Распределение родителей по уровням педагогической компетенции
Таким образом, большинство родителей (80%) находятся на среднем и низком уровне развития педагогической компетенеции. При этом аксиологический компонент педагогической компетенции (система ценностных ориентаций родителей, отношение к ребенку) почти у всех родителей развит на высоком уровне, что является предпосылкой для организации совместной работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической компетенции родителей. Технологический и личностно-творческий компоненты педагогической компетенции родителей развиты на недостаточном уровне.
На третьем этапе констатирующего эксперименты мы изучили условия, созданные в детском саду для адаптации детей младшего дошкольного возраста.
При анализе годового плана дошкольного образовательного учреждения было выявлено, что в разделе «Методическая работа» запланирован педагогический совет «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи по проблеме адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
В годовом плане отражены запланированные мероприятия по организации взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в период адаптации:
Семинар «Педагогические технологии по совершенствованию взаимодействия с родителями».
Тренинг «Развитие у родителей умений взаимодействовать с детьми в период адаптации».
Выставка «Обогащение методического кабинета по проблеме организации взаимодействия семьи и детского сада в период адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению».
Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента по изучению особенностей осуществления работы по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду существующую систему работы можно отнести ко второму типу организации работы – достаточному, поскольку в дошкольном образовательном учреждении проводится планомерная работа по организации работы с родителями, что находит отражение в планах. Однако запланированные мероприятия частично соответствуют задачам успешной адаптации детей к детскому саду, хотя и являются актуальными.
Далее нами проводилось анкетирование воспитателя и родителей. Результаты анкетирования воспитателя показали, что он знает, от чего зависит эффективность проведения мероприятий с родителями (продуманность работы, выбор формы проведения мероприятий с родителями, степень включения родителей в работу детского сада); владеет методами включения и активизации родителей, однако, в большей степени, используемые методы являются информативными, чем практико-ориентированными.
Результаты анализа анкет родителей на выявление значимости своего участия в системе работы детского сада в период адаптации детей младшего дошкольного возраста показали, что 18 родителей (60%) видят назначение совместной работы с детским садом в «общей оценке адаптации детей в детском саду», 9 человек (30%) – «в обсуждении актуальных вопросов», 3 человека (10%) – затрудняются с ответом. Назначения совместной работы в «поиске путей повышения успешности адаптации детей в детском саду» родители не видят. При этом 10 родителей (33,34%) хотели бы принимать активное участие в деятельности детского сада, а 3 родителей (10%) считают свое участие в деятельности детского сада формальностью.
В ходе анализа анкет родителей было выявлено, что воспитателем используются различные методы включения родителей в деятельность детского сада и развития их педагогической компетенции (демонстрация видеоматериалов, обучение практическим умениям, имитация конкретной ситуации, индивидуальные консультации). При этом можно сделать, вывод о том, что они, в большей степени носят информационный характер. Этой точки зрения придерживаются 10 родителей (33,34%), 50% родителей (15 человек) считают, что методы включения родителей в деятельность детского сада направлены на повышение уровня их знаний.
Обобщая полученные данные третьего этапа констатирующего эксперимента, можно дать оценку используемым методам работы и развитию педагогической компетенции родителей в процессе адаптации детей к детскому саду и отнести его к низкому уровню.
- Глава 1. Теоретико-методологические подходы к организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
- Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- Педагогическая компетенция родителей как предмет изучения при адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по теоретической главе
- Глава 2. Анализ особенностей организации работы по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении на основе повышения педагогической компетентности родителей
- 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2.2. Результаты констатирующего эксперимента
- Выводы по констатирующему эксперименту
- Глава 3. Формирующий эксперимент
- 3.1. Программа повышения педагогической компетенции родителей детей младшего дошкольного возраста
- Приложения Приложение 1. Анкета для родителей
- Приложение 2. Анкета для воспитателя