7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
Электроэнергия применяется во всех отраслях промышленности, механизмах на транспорте, где используются электрические двигатели. При неумелом обращении или несоблюдении установленных требований электрический ток представляет серьезную опасность. Опасность поражения электрическим током специфична, поскольку он не может быть обнаружен органами чувств человека: зрением, слухом, обонянием.
Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает термическое, электролитическое и биологическое воздействие на различные системы организма, вызывая нарушение деятельности жизненно важных органов человека: мозга, сердца и легких.
Действие электрического тока можно объединить в два вида: электрические травмы и электрические удары.
Электрические травмы – это местные поражения участка тела: ожоги, металлизация кожи, механические повреждения организма.
Электрический удар связан с возбуждением живых тканей организма, сопровождающееся судорожными сокращениями мышц тела, в том числе мышц сердца и легких. В результате нарушается жизнедеятельность организма, прекращается деятельность органов дыхания и кровообращения.
Электротравмы по степени их тяжести делятся на четыре группы: I –судорожное сокращение мышц без потери сознания; II – судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимся дыханием и работой сердца; III – потеря сознания, нарушение сердечной деятельности и дыхания; IV – клиническая смерть, характеризуемая отсутствием дыхания и кровообращения, однако жизнь в организме еще не угасает в течение 4-10 мин. и в этот период можно спасти человека, оказав первую доврачебную помощь.
Последствия поражения электрическим током зависят от следующих факторов: электрического сопротивления тела человека, величины и длительности протекания тока, рода и частоты тока, пути прохождения тока в теле человека, индивидуальных свойств организма и др.
Электрическое сопротивление тела человека различно. Кожа, кости, жировые ткани имеют большее сопротивление, чем кровь, спинной и головной мозг, а также мышечная ткань. Наибольшим удельным сопротивлением обладает кожа, однако, при увлажнении, загрязнении или повреждении сопротивление ее резко снижается в зависимости от величины тока и времени его протекания. При расчетах, сопротивление тела человека, условно принимается равным 1000 Ом.
Основным фактором, определяющим исход поражения, является сила электрического тока, проходящего через тело человека. Чем больше сила тока, тем опаснее его действие.
По физиологическому воздействию переменного (50-60 Гц) и постоянного тока выделены четыре пороговых значения:
- пороговое ощущение тока, наименьший ток, на который реагирует организм человека (0,5-1,5 мА переменный и 5-7 мА постоянный);
- порог неотпускаемого тока, при котором человек не может самостоятельно освободится из-за сокращения мышц рук или ног (10-15 мА переменного и 50-70 мА постоянный, меньшее значение 10 мА переменного и 50 мА постоянного называется отпускающим током);
- порог болевого ощущения, при котором усиливаются боли, снижается сопротивление тела человека из-за нагрева кожи и тела, что может привести к нарушению работы сердца (25-50 мА переменный и 70-90 мА постоянный);
- порог фибриляционный, приводит к фибрилляции (остановке) сердца, потери сознания – смертельно опасный (90-100 мА переменный, 200-300 мА постоянный).
Все производственные помещения по степени опасности поражения электрическим током делятся на три класса: без повышенной опасности, с повышенной опасностью и особо опасные.
Помещения без повышенной опасности – это сухие, безпыльные помещения с нормальной температурой воздуха и с изолирующими полами. Эти помещения характерны для оперативных работников транспортных служб.
Помещения с повышенной опасностью характеризуются наличием одного из следующих условий, создающих повышенную опасность, для работников выполняющих ремонт и обслуживание транспортных средств:
– сырые, когда относительная влажность воздуха в помещении > 75%;
‑ жаркие, когда температура воздуха длительно (свыше суток) > +35°С;
‑ наличие токопроводящей пыли, когда по условиям производства в помещениях выделяется токопроводящая технологическая пыль в таком количестве, что она оседает на проводах, проникает внутрь машин, аппаратов и т.п.;
‑ наличие токопроводящих сырых полов (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных и т.п.) на которых установлено электрооборудование.
Помещения особо опасные насосные станции, боксы, склады химических продуктов и др. характеризуются наличием одного из следующих условий создающих особую опасность:
‑ особо сырые, когда относительная влажность воздуха близка к 100 %;
‑ химически активной или органической среды, т.е. помещения, в которых постоянно или в течение длительного времени содержатся агрессивные пары, газы, жидкости, и разрушающие изоляцию токоведущих частей электрооборудования;
‑ одновременного наличия двух и более условий, свойственных для выше указанных помещениям с повышенной опасностью.
Безопасность эксплуатации при нормальном режиме работы электроустановок и оборудование на транспорте обеспечивается применением следующих основных мероприятий:
‑ применением малых напряжений до 36 В;
‑ применением электрической изоляции в оборудовании;
‑ недоступностью токоведущих частей (ограждения, отдельные кабины);
‑ защитные отключение, заземление и зануление;
Наиболее распространенными техническими средствами защиты человека от поражения электрическим током в условиях производства и транспорта являются: защитное заземление; защитное зануление; защитное отключение.
Защитное заземление представляет собой устройство в виде электрического соединения с землей нетоковедущих металлических частей оборудования, которые могут оказаться под напряжением при повреждении изоляции электропроводов при трехпроводной электрической сети (рис. 7.1 (а)).
Защитное зануление обеспечивается присоединением нетоковедущих корпусов и других металлических частей к заземленному нулевому проводу при четырехпроводной электрической сети (рис. 7.1 (б)).
а б
Рис. 7.1. Принципиальные схемы защитного заземления
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на