2. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
В Российской Федерации подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки.
Организация и обучение населения в области защиты от ЧС осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, включенные в состав органов управления РСЧС (работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций,
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включенные в состав органов управления РСЧС (уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Каждая из этих категорий населения отличается степенью участия в выполнении задач защиты от чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и требованиям, предъявляемым к уровню их знаний, умений и навыков.
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав РСЧС;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования РСЧС, а также при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ.
Подготовка должностных лиц и всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по согласованию с МЧС России;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Особое значение имеет подготовка руководителей органов государственной власти, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников.
Основной целью подготовки этих категорий обучаемых является выработка устойчивых практических навыков по планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и руководству действиями сил РСЧС (аварийно-спасательными формированиями) по ликвидации последствий ЧС.
С этой целью подготовка руководителей РСЧС высшего звена начинается сразу после их избрания (назначения) на руководящую должность.
Положением определено, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии гражданской защиты МЧС России;
б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) уполномоченные работники - в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в учебных заведениях МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения,
г) согласовывает программы обучения уполномоченных работников в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений, федеральный компонент государственных образовательных стандартов и примерные программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений профессионального образования.
- Тема 14. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на радиационно опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте.
- 1.1. Особенности аварии на роо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте
- Занятие 2. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии.
- 2.1. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо.
- 2.2. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии
- Заключение
- Тема 15. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на химически опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на хоо
- Особенности аварии на хоо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации последствий аварии на хоо
- Занятие 2. Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо. Меры защиты личного состава
- Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо
- При локализации парогазовой фазы первичных и вторичных облаков – постановка водяных завес, рассеивание облака с помощью тепловых потоков;
- При обеззараживании первичных и вторичных облаков – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;
- Количество вытекшего ахов и площадь его растекания;
- Метеоусловия и места размещения пу, питания, выдачи средств защиты.
- Меры защиты личного состава при ликвидации последствий аварии на хоо
- 2.3. О некоторых особенностях ликвидации последствий транспортной аварии с ахов
- Заключение
- Тема 16. Основы применения авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций Введение
- Занятие 1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России. Классификация Авиации мчс России
- 1.1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России
- 1.2. Классификация Авиации мчс России
- Занятие 2. Задачи, выполняемые авиацией мчс России. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.1. Задачи, выполняемые авиацией мчс России
- 2.2. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.3. Основные положения по применению вертолетов при проведении поисково-спасательных работ
- Занятие 3. Основы применения гражданской авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3. 1. Взаимодействие сил рсчс с силами гражданской авиации
- 3.2. Задачи, решаемые гражданской авиацией, при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Организация воздушных перевозок и авиационных работ в чрезвычайных ситуациях
- Заключение
- Тема 17. Система подготовки органов управления, сил рсчс и го и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Введение
- Занятие 1. Основные положения системы подготовки. Подготовка населения в области защиты от чс природного и техногенного характера
- Основные положения системы подготовки
- 2. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Занятие 2. Подготовка населения в области гражданской обороны. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- Занятие 3. Подготовка аварийно-спасательных формирований. Организация подготовки на объекте экономики
- 3.1. Подготовка аварийно-спасательных формирований
- 3.2. Организация подготовки на объекте экономики
- Заключение
- Заключение
- Ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях