1.1. Особенности аварии на роо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
На работу органов управления и действия сил РСЧС при ликвидации последствий аварии на РОО (АЭС) существенное влияние окажут ее особенности.
Прежде всего, аварии на РОО (АЭС) несут в себе высочайшую опасность для здоровья людей и окружающей природной среды. В основе аварии на РОО (АЭС) является выброс в атмосферу радиоактивных веществ в виде долгоживущих радионуклидов, представляющих источники высоких ионизирующих излучений. В этом случае под воздействием облучения у человека развивается лучевая болезнь, которая может привести к летальному исходу. Наиболее опасной по последствиям является авария на АЭС, сопровождаемая разрушением реактора. В этом случае источниками мощного ионизирующего излучения помимо радионуклидов будут являться осколки ядерного топлива, разрушенный технологический и конструкционный материал реактора.
Вследствие этого, ведение работ по ликвидации последствий аварии в условиях высоких уровней радиоактивного излучения требует строжайшего соблюдения норм и правил радиационной безопасности.
Второе. Аварии на АЭС с выбросом радиоактивных веществ сопровождаются формированием значительных по масштабам зон радиоактивного загрязнения с высоким уровнем радиации. Это объясняется тем, что радионуклиды, находясь в парообразном, газообразном и аэрозольном состоянии и распространяясь под воздействием ветра покрывают большие расстояния и территории. Следовательно, в зону радиоактивного загрязнения, помимо территории АЭС, будут вовлечены значительные площади с расположенными на них населенными пунктами. Причем, учитывая неустойчивость слоев атмосферы, сложно, а практически невозможно с началом аварии точно спрогнозировать границы зон радиоактивного загрязнения. Данные обстоятельства предполагают незамедлительное проведение радиационной разведки и на основе полученных данных проведение мероприятий по защите населения, в том числе его эвакуации.
Третье. При авариях на АЭС радиоактивное загрязнение территории и местности отличается длительным временем его сохранения, что обусловлено естественным спадом активности радионуклидов. Так, период их полураспада измеряется десятками и сотнями лет (цезий – 137 – 30, радий – 226 – 1590 лет и т.д.). Столь длительное сохранение выпавшим радионуклидами высоких ионизирующих свойств может явиться основной причиной последующей их миграции на незараженные территории. Помимо длительного сохранения своих ионизирующих свойств, радионуклиды при выпадении на местность глубоко проникают в грунт, во все микротрещины и микропоры объектов, одежды, обуви, техники, растворяются в воде, впитываются растительностью. Этим самым помимо внешнего радиоактивного воздействия на людей создаются условия для их внутреннего облучения путем вдыхания радионуклидов из воздуха, употребления продуктов питания и воды, использования одежды и обуви, соприкосновения с техникой и т.д.
Все это требует незамедлительного проведения трудоемких и сложных по технологии работ по снижению радиоактивного загрязнения местности и территорий, а с учетом значительных масштабов образовавшихся зон радиоактивного загрязнения сосредоточения усилий сил и средств РСЧС на определенных участках, районах, объектах.
Таким образом, основным содержанием обстановки вследствие аварии на РОО (АЭС) является радиационная обстановка, которая будет характеризоваться высоким уровнем ионизирующего излучения как на территории объекта, так и в зонах радиоактивного загрязнения, значительным пространственным масштабом образовавшихся зон радиоактивного загрязнения и расплывчатостью их границ.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что крайне сложная обстановка может сложиться в промышленной зоне, особенно при аварии с разрушением реактора.
В этом случае высокие дозовые нагрузки может получить обслуживающий персонал АЭС, который потребует немедленной эвакуации и оказания специализированной медицинской помощи, возникнут зоны завалов и очаги пожаров. Общая картина последствий аварии будет усугубляться высоким уровнем радиоактивного излучения. Так, например, при аварии на Чернобыльской АЭС у стен реактора образовался завал объемом до 1500 куб. м, возникло около 30 очагов пожаров, а уровень загрязнения достигал 2000 р/ч.
Эти, а также ряд других особенностей будет определять последовательность и содержание работы руководителя по организации действий сил РСЧС, а также содержание АСДНР по ликвидации последствий.
- Тема 14. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на радиационно опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте.
- 1.1. Особенности аварии на роо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте
- Занятие 2. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии.
- 2.1. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо.
- 2.2. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии
- Заключение
- Тема 15. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на химически опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на хоо
- Особенности аварии на хоо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации последствий аварии на хоо
- Занятие 2. Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо. Меры защиты личного состава
- Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо
- При локализации парогазовой фазы первичных и вторичных облаков – постановка водяных завес, рассеивание облака с помощью тепловых потоков;
- При обеззараживании первичных и вторичных облаков – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;
- Количество вытекшего ахов и площадь его растекания;
- Метеоусловия и места размещения пу, питания, выдачи средств защиты.
- Меры защиты личного состава при ликвидации последствий аварии на хоо
- 2.3. О некоторых особенностях ликвидации последствий транспортной аварии с ахов
- Заключение
- Тема 16. Основы применения авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций Введение
- Занятие 1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России. Классификация Авиации мчс России
- 1.1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России
- 1.2. Классификация Авиации мчс России
- Занятие 2. Задачи, выполняемые авиацией мчс России. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.1. Задачи, выполняемые авиацией мчс России
- 2.2. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.3. Основные положения по применению вертолетов при проведении поисково-спасательных работ
- Занятие 3. Основы применения гражданской авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3. 1. Взаимодействие сил рсчс с силами гражданской авиации
- 3.2. Задачи, решаемые гражданской авиацией, при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Организация воздушных перевозок и авиационных работ в чрезвычайных ситуациях
- Заключение
- Тема 17. Система подготовки органов управления, сил рсчс и го и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Введение
- Занятие 1. Основные положения системы подготовки. Подготовка населения в области защиты от чс природного и техногенного характера
- Основные положения системы подготовки
- 2. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Занятие 2. Подготовка населения в области гражданской обороны. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- Занятие 3. Подготовка аварийно-спасательных формирований. Организация подготовки на объекте экономики
- 3.1. Подготовка аварийно-спасательных формирований
- 3.2. Организация подготовки на объекте экономики
- Заключение
- Заключение
- Ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях