Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммарное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вместе взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП (в относительных единицах на 10 тыс. транспортных средств) у нас в
несколько раз превышает аналогичные показатели других стран. Значительная часть из пострадавших погибает от несвоевременности оказания им помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГПБДД, ПСС, медицинские учреждения) и прибытием спасателей и медицинского персонала на место ДТП. Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, средние сроки прохождения сообщения о происшествиях ДТП в городах составляют от 10 мин до 1 ч, а в сельской местности - от 1,5 ч и более. Кроме этого, экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицинских средств и специального медицинского оснащения. В результате погибают около 70 % пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном и профессиональном оказании им помощи. Это обусловливает актуальность повышения эффективности АСР при ликвидации последствий ДТП.
По характеру ДТП подразделяются на две основные группы:
столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды;
ДТП, осложненные дополнительными поражающими факторами (ДТП на железнодорожных переездах, падение автомобилей с крутых склонов и в воду, ДТП при перевозке опасных грузов, при пожарах и др.).
На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды приходится более 90 % от общего количества ДТП, а число пострадавших и погибших в ДТП этих типов намного превышает суммарное число погибших и пострадавших во всех остальных чрезвычайных ситуациях различного характера, вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.
Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им первой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденного автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т. е. освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания первой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечения пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняются следующие основные операции:
1. Организация зоны оцепления - обозначение ее светоотражающими конусами или мигающими фонарями.
1.1. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте.
1.2. Стабилизация поврежденного автомобиля.
2. Отключение аккумулятора.
3. Отключение несработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности.
4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.
5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т. е. первый кус делается со стороны удара.
6. Деблокирование пострадавшего.
7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.
8. Фиксация пострадавшего.
9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.
Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдвига, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются специальные приспособления или средства технического оснащения (домкраты, пневматические подушки и т. п.).
-
Рис. 2. Приспособления для стабилизации поврежденного автомобиля:
а- деревянная опора; б- клин; в- коврик из деревянных брусков; г- блок из деревянных брусков
Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомобиля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или установки двух колодок под колеса.
Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от характера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузова, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.
Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанализировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточного напряжения при необходимости выполняется повторная стабилизация автомобиля.
Аккумулятор отключают во избежание загорания и непроизвольного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздушных подушек и ремней безопасности отключают для предотвращения дополнительного травмирования пострадавших при
внезапном срабатывании этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, перекусывая провода аккумулятора или автономного для данной системы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания).
Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструментов, а при их отсутствии - с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предварительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима.
Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших (табл. 4.1).
На рисунках 3 - 7 показано выполнение основных операций деблокирования пострадавших в легковом автомобиле, на рисунках 8-10 - в грузовом.
Таблица 4.1 Типовые правила реагирования при различных видах ДТП.
№ п/п | Вид ДТП | Типовые повреждения ТС | Типовые травмы пострадавших |
1 | Лобовое столкновение | Деформация передней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол; смещение двигателя под салон, подъем пола | Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны |
2 | Касательное столкновение | Деформация соприкасающихся боковых частей ТС | Травмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны |
3 | Боковое столкновение | Деформация боковых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши вниз, пола - вверх | Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые раны |
4 | Опрокидывание | Значительная деформация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, разлив топлива | Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника, резано-колотые раны |
5 | Наезд | Деформация передней части автомобиля, повреждение лобового стекла; смещение двигателя под салон | Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны |
Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.
При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 3, а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).
В случае если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 3, б) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
В случае если автомобиль получил боковой удар и перевернулся набок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3, в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.
Рис. 3. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а - назад; б - вперед; в – сбоку.
Рис. 4. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образования щелей в районе замка и петель.
Для частичного доступа к грудной клетке и тазу пострадавшего вскрываются двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 4). Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 5, а) или со стороны шарниров (рис. 5, б). После этого дверь можно удалять.
Рис. 5. Вскрытие передней двери: а - со стороны замка; б - со стороны шарниров.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра выталкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 6). Выталкивать можно также с помощью гидравлического разжима, установленного в центре автомобиля между приборной панелью («торпедой») и туннелем коробки переключения передач.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 7, а). В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.
Рис. 6. Выталкивание передней части автомобиля.
Для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 7, б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 7, в).
Рис. 7. Схемы резки:
а - переднего крыла; б - опоры боковой стойки; в - спинки переднего сиденья;
г- опоры боковой стойки и переднего сиденья.
Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сиденья, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и
освобождают ноги, фиксируют их тоже к щиту и перекусывают среднюю стойку. Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней Дверью и спинку переднего сиденья (рис. 7, г). При необходимости перевернутый автомобиль может дополнительно приподниматься гидравлическими силовыми цилиндрами (крышу удаляют, когда пострадавший зафиксирован и когда крыша прижата к кузову).
Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют Дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны замков и удаляют Дверь (рис. 8) с помощью гидравлического разжима.
Рис. 8. Вскрытие двери со стороны шарниров.
Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывается со стороны замков и удаляется дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние и боковые, частично - задние стойки кабины (рис. 9). Далее с использованием гидравлических шаровых цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом частично перекушенные задние стойки выполняют функцию шарниров.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего выталкивают в переднюю часть кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравлического разжима со стороны замков вскрывают и удаляют дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки. После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад (рис. 10, а) и выталкивают переднюю часть кабины (рис. 10, б). При использовании для выталкивания разжима цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.
Рис. 9. Схема полного и частичного перекусывания стоек кабины грузового автомобиля при отгибе крыши вперед.
Рис. 10. Схема выполнения операций деблокирования пострадавших в грузовом автомобиле:
а - отгиб крыши назад; б - выталкивание передней части кабины; в - отгиб руля и рулевой колонки вперед.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед (рис. 10, в).
При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается первая медицинская помощь.
После оказания первой медицинской помощи пострадавшему проводят дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, нижних конечностей и т. п.) и его извлечения. Для фиксации частей тела пострадавшего применяют медицинские корсеты, шины и щиты с ремнями.
При извлечении пострадавшего из поврежденного автомобиля выполняют следующие действия:
между сиденьем автомобиля и тазом пострадавшего располагают жесткие ровные носилки, щит;
пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачивают (как одно целое) и укладывают на носилки (рис. 11);
тело и нижние конечности пострадавшего закрепляют на носилках ремнями (пластырем) и пострадавшего извлекают из поврежденного автомобиля.
При извлечении пострадавшего из-под автомобиля, автомобиль поднимают (приподнимают) с помощью грузоподъемных средств (автокранов, лебедок и др.), гидравлических домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек, ручных домкратов. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда прорывают подкоп в грунте. После извлечения из автомобиля пострадавшему оказывают первую помощь и эвакуируют в лечебное учреждение.
Рис. 11. Укладка пострадавшего на носилки.
Помимо основной массы ДТП на дорогах различного типа (шоссе, автострада, грунтовая, в городе, вне населенных пунктов и т.д.) часть их происходит на железнодорожных переездах, на крутых склонах и водоемах. Причем тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) для этих условий значительно выше, чем для ДТП на дорогах, что связано с воздействием, как правило, дополнительных поражающих факторов.
Происходящие на железнодорожных переездах ДТП приводят к гибели и поражению людей, значительным деформациям подвижного состава и транспортного средства (ТС), пожарам, взрывам, утечкам и розливам АХОВ и др. Технология спасения пострадавших в ДТП на железнодорожных переездах выбирается с учетом характера повреждения железнодорожного состава и ТС, характера поражения людей, наличия вторичных поражающих факторов, а также пожарной, химической и другой опасности грузов. Основными видами АСР при ДТП на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействий вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание пораженным первой медицинской помощи и их эвакуация. Для поиска пострадавших, находящихся в вагоне, вначале необходимо проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы или специально проделанные люки. В вагон проникают путем вскрытия входных дверей снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются гидравлические разжимы, резаки и силовые цилиндры. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. Кроме того, в окно спасатели могут попасть, подсаживая один другого. Для предотвращения травмирования необходимо убрать острые куски оконного стекла. После проникновения в вагон вскрываются купейные двери и производятся поиск, оказание помощи и эвакуация пострадавших через входные двери, оконные проемы или специально проделанные люки.
Для освобождения людей, попавших под вагон, его при необходимости поднимают с помощью автомобильных и железнодорожных кранов или специальных домкратов большой мощности. В случае невозможности применения этих средств пострадавших извлекают из-под вагона путем подкопа в земле или проема в конструкции.
Спасательные работы при ДТП на железнодорожных переездах значительно осложняются при наличии вторичных поражающих факторов, основными источниками которых являются пожары, взрывы, химическое заражение и радиоактивное загрязнение.
При больших объемах АСР по приказу начальника отделения или начальника железной дороги к месту происшествия направляются восстановительные и пожарные поезда, действующие по соответствующему плану. Место проведения АСР должно быть огорожено, ответственность за это возлагается на начальника дистанции пути, начальник восстановительного поезда по прибытии на место ДТП отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в части подъема вагонов, восстановления энергосетей и линии связи.
Работы по ликвидации последствий ДТП с использованием восстановительного поезда проводятся немедленно с одной или с двух сторон, а со стороны поля - тягачами, тракторами и т.д. в светлое и темное время суток.
Падение автомобилей с крутых склонов является ДТП с наиболее тяжелыми последствиями, так как во многих случаях ведет к гибели всех или почти всех людей, находящихся в кабине или салоне автомобиля. Сорвавшиеся с крутых склонов ТС при падении, как правило, по нескольку раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100-150 м и более. Иногда ТС взрываются. Само ТС превращается в груду искореженного металла.
Спасательные работы по данному виду ДТП относятся к наиболее сложным, так как ТС падают в глубокие расщелины, в труднодоступные заросли, в горные реки и т.д. Проведение поисково-спасательных работ, извлечение и подъем (или спуск) на автомобильную дорогу или на подходящую площадку пострадавших, погибших и остатков ТС осуществляется, как правило, с использованием альпинистской техники и альпинистского снаряжения. В этом случае спасатели должны иметь соответствующую подготовку, квалификацию и экипировку.
В связи с тем что место падения ТС обычно имеет определенные приметы (сбито дорожное ограждение, пропахана земля, повреждена растительность и т.п.), поисковые работы, как правило, имеют характер маршрутного поиска, т.е. по направлению падения ТС. Внимательно обследуется не только непосредственное направление падения, но и прилегающие участки, так как пострадавшие могут выпасть из автомобиля и падать вниз индивидуально. В результате падения пострадавшие могут попасть на желоба, кулуары, площадки углубления, осмотр которых необходимо проводить при движении по ним снизу вверх, чтобы избежать падения на пострадавших камней, льда, снега и др. В ночное время включают освещение зоны поиска и зоны спасательных работ от двигателя автомобиля или от специальных источников.
После обнаружения ТС вскрытие его и деблокирование пострадавших производят по общепринятой технологии. Одновременно разрабатывается тактический план транспортировки пострадавших (погибших) и эвакуации ТС на заранее определенную площадку с учетом рельефа местности, состава спасательной группы, имеющегося снаряжения, времени года, погодных условий и т.д. Во многих случаях целесообразно навешивать подвесную дорогу. Для этого необходимо оборудовать точки закрепления дороги, определить места и способы страховки, способы подъема (спуска) пострадавших, расставить членов спасательной группы по местам в соответствии с поставленными перед ними задачами.
Подвесную дорогу навешивают с использованием альпинистских веревок или тросового снаряжения, при этом одним из важнейших требований является надежное закрепление веревки (троса). Обычно для этого используют выступ или дерево, если такая возможность отсутствует, применяется система из нескольких сблокированных крючьев.
При спуске пострадавшего организуют систему торможения веревки, используя различные тормозные шайбы, восьмерки или карабинный тормоз.
При этом очень важно спуск, а следовательно, и торможение осуществлять плавно, равномерно, без рывков и быстрых проскальзываний, которые могут привести к расплавлению веревки. Необходимо также помнить, что при спуске по некрутым склонам вполне достаточно одной тормозной ступени, а при спуске на отвесах обязательны две ступени торможения.
Для транспортирования пострадавшего удобно пользоваться универсальными носилками, в этом случае пострадавший защищен от ударов с двух сторон и снизу, а транспортировать на носилках можно на всех этапах, не перекладывая пострадавшего. После спуска пострадавшего со сложного рельефа и выхода на пологий склон или тропу к носилкам в средней их части прикрепляется колесо, облегчающее дальнейшее движение.
Идущий впереди выбирает путь и придерживает носилки, пользуясь тормозом, а идущий сзади одновременно с придерживанием носилок выравнивает их положение и предохраняет пострадавшего от толчков и сотрясений.
На обычных пешеходных тропах, в зависимости от характера повреждения транспортируемого, колесо универсальных носилок монтируется впереди или сзади, а именно: при повреждении головы или верхней части туловища и ног - в верхней части, так как сотрясение носилок сильно ощутимо над колесом. Где позволяют условия рельефа, носилки транспортируются тремя спасателями - один идет впереди, двое сзади, причем, каждый из идущих сзади держит только одну ручку, что способствует более плавному и спокойному передвижению на неровной поверхности спуска. На крутых участках в отверстия ручек продеваются репшнуры для страховки и придерживания носилок.
Опыт проведения подобных АСР показывает, что выбор рациональной технологии и организации работ позволяют существенно сократить время их проведения и уменьшить число безвозвратных потерь.
Автомобили при некоторых ДТП падают с мостов, эстакад, с прибрежных автомобильных дорог в реки, озера, в море и т.д. Вода, по сравнению с грунтом, деревянными или бетонными сооружениями, имеет более благоприятные физико-механические свойства с точки зрения степени механических повреждений ТС. Это создает определенные предпосылки по выживанию пострадавших. Однако отрицательная особенность таких ситуаций ДТП в том, что пострадавшие должны выбраться на берег или их необходимо доставать из водоема. Это усугубляется следующими основными возможными обстоятельствами:
получение пострадавшими травм, исключающих их самоспасение;
зажатость пострадавших в деформированном ТС;
ледовая обстановка или низкая температура воды;
большая глубина водоема.
Если пострадавшие оказались на поверхности воды, то технология их спасения такая же, как при спасении человека из воды. В качестве спасателей могут быть очевидцы или первые выбравшиеся на берег пострадавшие. При этом должны соблюдаться следующие основные правила. Нужно быстро оценить обстановку и выбрать наиболее оптимальный вариант спасения. Если рядом нет лодки, а потерпевший находится вдали от людей, то необходимо добежать по берегу до ближайшего к тонущему места, на ходу снимая с себя одежду и обувь. Затем войти в воду и плыть с учетом скорости течения. При сильном течении следует быстро двигаться вдоль берега с расчетом определить месторасположение тонущего и только после этого войти в воду. Прыгать в воду, тем более головой вниз, в незнакомом месте нельзя. Это опасно для жизни спасателя. Если пострадавший погрузился в воду, то необходимо нырнуть и найти его. Если пострадавший лежит на дне, то, приблизившись к нему, следует захватить его под руки или обеими руками об руку, оттолкнуться от дна и всплыть на поверхность воды. В том случае, если найти тонущего не удалось, осуществляется последовательный поиск в предполагаемом секторе водоема с учетом течения и возможного сноса потерпевшего. Обнаружив пострадавшего, необходимо его захватить и транспортировать к берегу. На берегу оказать ему первую помощь.
Если кабина или салон ТС относительно герметичны, то в них остается воздух, достаточный для выживания пострадавших в течение некоторого времени. Спасающим необходимо действовать быстро, чтобы успеть за это время извлечь из ТС пострадавших и спасти их.
Если местонахождение упавшего в водоем ТС точно не определено, необходимо провести поиск и обследование возможных точек или квадратов нахождения ТС и обозначить расположение ТС сигнальным буем. Если его нет, то с помощью поплавка с грузилом (якорем), например, с помощью пустой полиэтиленовой бутылки.
Спасательные работы по вскрытию упавшего в водоем ТС проводятся гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, соединенным с гидростанцией, находящейся в непосредственной близости на плавсредстве. Для извлечения аварийного ТС на поверхность оно захватывается и закрепляется на тросах и подъемным краном соответствующей грузоподъемности поднимается на берег. Эти операции выполняют спасатели в легком водолазном снаряжении с соблюдением установленных требований техники безопасности.
При попадании ТС в селевой поток или лавину поиск, деблокирование и спасание пострадавших выполняют в основном по известным технологиям для данных ЧС (вместо здания, сооружения, отдельных людей, попавших в лавину, объектом АСР в данном случае является аварийное ТС).
- Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.
- Оглавление.
- Раздел 1.
- 1. Работы в завалах при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, обрушений зданий и сооружений.
- 1.1. Характеристика завалов.
- 1.2. Разведка и поиск пострадавших.
- 1.3. Разборка завалов.
- 1.4. Устройство лаза в завале.
- 1.5. Устройство галереи в грунте под завалом.
- 1.6. Устройство проходов и проемов в блокированном помещении.
- 1.7. Деблокирование и эвакуация пострадавших с верхних уровней разрушенных зданий.
- 2. Работы при авариях на химически опасных объектах.
- 2.1. Основные понятия и характеристики поражающих факторов.
- 2.2. Химическая разведка и поиск пострадавших.
- 2.3. Ликвидация последствий аварий на химически опасных объектах.
- 3. Работы при авариях на радиационно опасных объектах.
- 3.1. Характеристика радиационных аварий и зон радиоактивных загрязнений.
- С внесистемными единицами.
- 3.2. Радиационная разведка и дозиметрический контроль.
- 3.3. Аварийно-спасательные работы.
- Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
- 5. Работы при ликвидации последствий транспортных аварий.
- 5.1. Аварии на авиационном транспорте.
- 5.2. Железнодорожные аварии.
- 5.3. Аварии судов на акватории.
- 5.4. Аварии на трубопроводах.
- 6. Работы при ликвидации последствий наводнений и затоплений.
- Раздел 2 технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.
- 7. Средства ведения спасительных работ.
- 7.1. Приборы связи и поиска пострадавших радиостанции.
- 7.2. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование.
- 7.3. Вспомогательный инструмент и оборудование.
- 7.4. Спасательные транспортные средства.
- 8. Средства инженерного обеспечения.
- 8.1.Робототехнические средства робототехнические комплексы.
- 8.4. Землеройные машины котлованные машины
- 8.5. Рабочее оборудование навесные гидравлические ножницы
- 8.6. Средства энергоснабжения электростанции передвижные силовые
- 9. Средства жизнеобеспечения
- 9.2. Нагреватели воздуха
- 9.3. Средства водоснабжения передвижные буровые установки
- 10. Средства индивидуальной защиты
- 10.3. Защитная одежда специальная защитная одежда (сзо) спасателей