logo
КНИГА технология и ТС АСР

5.4. Аварии на трубопроводах.

В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) тру­бопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся газо­нефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морс­кие порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По ма­гистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по терри­тории России составляет около 200 тыс. км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды. Ежегодно на магистральных трубопроводах регистрируются 50-60 крупных ЧС, которые влекут за собой большие экономические и экологиче­ские потери.

Технологические трубопроводы составляют свыше '/3 трубопро­водов промышленных предприятий. По ним транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой про­дукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса. По технологиче­ским трубопроводам транспортируются также вредные для здоро­вья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при раз­ных давлениях и температурах.

Для магистральных и межцеховых технологических продуктоводов характерны довольно длинные прямые участки, сравнительно небольшое количество фасонных частей (отводов, крестовин и др.) и сосредоточение арматуры в ограниченном числе точек (компрес­сорные станции, газгольдеры, колодцы).

Внутрицеховые технологические продуктоводы имеют доволь­но сложную пространственную форму с большим количеством всевозможной арматуры, фасонных частей и сварных соединений. В среднем на 10 м такого продуктовода на нефтеперерабатывающем заводе приходятся 2 задвижки, 4 фланца, 2 отвода, 10 сварных сты­ков, 2 штуцера и т.д.

Продуктоводы имеют несколько составных элементов, в том числе:

Трубопроводная арматура подразделяется по целевому назначе­нию на следующие виды:

Наружные поверх­ности арматуры, в зависимости от материала корпуса, окрашивают:

В последнее время наблюдается рост количества ЧС, возникаю­щих на продуктоводах, основными причинами которых являются:

Все эти явления способны привести к разрушению или повреж­дению элементов продуктоводов, что может стать следствием:

При возникновении ЧС на продуктоводах спасатели выполняют следующие виды работ:

При повреждении продуктовода в любом случае необходимо не­медленно изолировать аварийные участки с помощью задвижек, зат­воров и других запорных устройств. Одновременно отключаются емкости, останавливается работа насосов, компрессоров.

При круп­ных авариях возможна остановка деятельности всего предприятия. Местонахождение запорных и отключающих устройств спасатели могут определить: