1.2. Классификация Авиации мчс России
По назначению и выполняемым задачам Авиацию МЧС России можно разделить на четыре основных класса: многоцелевая, транспортная, поисково-спасательная и специальная авиация.
многоцелевая авиация
Многоцелевая авиация – это самолеты и вертолеты, способные выполнять разнородные задачи без изменения их конструктивной схемы. Их универсальность обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, на планируемых к принятию на вооружение вертолётах Ка-226 в зависимости от задания можно установить пассажирскую или грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую лебёдку для краново-монтажных работ, а при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой он может применяться для ведения разведки.
В МЧС России многоцелевая авиация представлена отечественными вертолётами Ми-2, Ми-8, Ка-32 и западноевропейскими Бо-105 и Бк-117.
транспортная авиация
Транспортная авиация включает самолеты и вертолеты, предназначенные в первую очередь для перевозки грузов (грузовые), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские).
Грузовые – это транспортные самолёты и вертолёты, предназначенные для перевозки грузов и техники с сопровождающим их персоналом. Они имеют грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз, оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.
Транспортно-десантные самолеты и вертолеты предназначены для высадки поисково-спасательных групп десантным и посадочным способом и осуществления воздушных перевозок личного состава, техники, материально-технических средств, эвакуации пострадавших и больных. Их фюзеляж представляет собой грузовую кабину для размещения личного состава, техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в кабинах устанавливают десантно-транспортное оборудование.
На большинстве транспортно-десантных самолетов и вертолетов в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку на земле. Некоторые из них оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски спасателей, техники и грузов десанта на парашютных системах.
Грузопассажирские самолеты и вертолеты - это быстро переоборудуемые базовые пассажирские самолёты и вертолёты, при проектировании которых в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. Примером являются все транспортные вертолёты Ми-8, Ми-6 и Ми-26, которые имеют не только грузовые модификации, но и в пассажирском варианте оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.
Пассажирские самолёты и вертолёты предназначены только для перевозки людей. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого оборудования.
В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76, Ан-74 и вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26.
Для перевозки пострадавших из зон ЧС Авиация МЧС РФ располагает пассажирскими самолётами Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26 и Ми-8.
В целом, воздушные суда, как правило, многофункциональны. Например, Ил-62м способен выполнять задачу в качестве воздушного пункта управления, осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций (до 114 человек), выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также комиссий по ЧС других министерств и ведомств, выполнять другие задачи.
поисково-спасательная авиация
Поисково-спасательная авиация предназначена для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов, а также населения из зон ЧС. Экипажи самолетов и вертолетов обучены приёмам поиска пострадавших в различных условиях обстановки и их эвакуации.
Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тросами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, спасательные средства и продовольствие.
Основными поисково-спасательными вертолетами, применяемыми в МЧС России, являются специализированные вертолёты Ка-32а, многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8, Бо-105 и Бк-117.
специальная авиация
Противопожарная авиация предназначена для тушения лесных и торфяных пожаров. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8 и Ка-32 - ВСУ-5, Ми-26 - ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 т огнегасящего раствора соответственно, а самолёты Ил-76тд оснащаются быстросъёмными выливными авиационными приборами ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 т воды. В ближайшей перспективе планируется эксплуатация самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 т воды.
Авиация экстренной медицинской помощи МЧС России предназначена для оказания неотложной медицинской помощи в зонах ЧС и экстренной эвакуации больных и пострадавших в специализированные лечебные учреждения, участия в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т.д.
Все самолеты и вертолеты должны обеспечивать размещение в пассажирском салоне больных и пострадавших в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта. В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-74, Ил-76.
Кроме того, самолёт Ил-76 способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", аэромобильный госпиталь на 50 койко-мест, базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель"
Самолеты и вертолеты управления и связи предназначены для руководства силами РСЧС в качестве воздушных пунктов управления (ВзПУ) и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между наземными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в качестве воздушных пунктов управления подготовлены самолёты Ил-62м и Як-42д и вертолёт Ми-8мт.
Патрульно-разведывательные самолеты и вертолеты МЧС России используются для мониторинга (наблюдения) состояния местности и окружающей среды, выполнения общей и специальной разведки (инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной, метеорологической и других видов).
Патрулирование может проводиться в целях контроля внутренних и территориальных вод, лесных массивов,
движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов.
В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки самолеты и вертолеты оборудуются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видеосъемки, радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудованием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля, средствами связи.
Патрульно-разведывательные задачи могут выполнять модификации самолётов Ан-74 и вертолётов Ми-2, Ми-8, Ка-32. Также в МЧС России для этих целей применяются вертолёты Бо-105 и Бк-117.
- Тема 14. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на радиационно опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте.
- 1.1. Особенности аварии на роо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на радиационно опасном объекте
- Занятие 2. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии.
- 2.1. Способы выполнения основных работ по ликвидации последствий аварии на роо.
- 2.2. Основные меры безопасности при ликвидации радиационной аварии
- Заключение
- Тема 15. Тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на химически опасном объекте Введение
- Занятие 1. Организация действий сил рсчс по ликвидации аварии на хоо
- Особенности аварии на хоо и их влияние на действия сил рсчс по ликвидации последствий
- 1.2. Организация действий сил рсчс по ликвидации последствий аварии на хоо
- Занятие 2. Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо. Меры защиты личного состава
- Основные способы ликвидации последствий аварии на хоо
- При локализации парогазовой фазы первичных и вторичных облаков – постановка водяных завес, рассеивание облака с помощью тепловых потоков;
- При обеззараживании первичных и вторичных облаков – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;
- Количество вытекшего ахов и площадь его растекания;
- Метеоусловия и места размещения пу, питания, выдачи средств защиты.
- Меры защиты личного состава при ликвидации последствий аварии на хоо
- 2.3. О некоторых особенностях ликвидации последствий транспортной аварии с ахов
- Заключение
- Тема 16. Основы применения авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций Введение
- Занятие 1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России. Классификация Авиации мчс России
- 1.1. История создания, структура и перспективы развития Авиации мчс России
- 1.2. Классификация Авиации мчс России
- Занятие 2. Задачи, выполняемые авиацией мчс России. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.1. Задачи, выполняемые авиацией мчс России
- 2.2. Применение Авиации мчс рф при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 2.3. Основные положения по применению вертолетов при проведении поисково-спасательных работ
- Занятие 3. Основы применения гражданской авиации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3. 1. Взаимодействие сил рсчс с силами гражданской авиации
- 3.2. Задачи, решаемые гражданской авиацией, при ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Организация воздушных перевозок и авиационных работ в чрезвычайных ситуациях
- Заключение
- Тема 17. Система подготовки органов управления, сил рсчс и го и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Введение
- Занятие 1. Основные положения системы подготовки. Подготовка населения в области защиты от чс природного и техногенного характера
- Основные положения системы подготовки
- 2. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
- Занятие 2. Подготовка населения в области гражданской обороны. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях
- Занятие 3. Подготовка аварийно-спасательных формирований. Организация подготовки на объекте экономики
- 3.1. Подготовка аварийно-спасательных формирований
- 3.2. Организация подготовки на объекте экономики
- Заключение
- Заключение
- Ситуациях
- 2.1. Подготовка населения в области гражданской обороны
- 2.2. Организация работы с населением по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях