14. Определение опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий
Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
– на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;
– на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).
При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:
– показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
– опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.
Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
– расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям, (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);
– частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;
– границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;
– распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.
Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.
При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.
В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:
– существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
– документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.
Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.
Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.
Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.
Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.
Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации) - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на уровне субъекта Российской Федерации - комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на объектовом уровне - органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.
Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:
– организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);
– организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);
– создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
– создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
– анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;
– разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- Часть I
- 1. Основные определения
- 2. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности
- 3. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта
- 4. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
- 5. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
- 6. Экспертиза промышленной безопасности
- 7. Разработка декларации промышленной безопасности
- 8. Опасные производственные объекты
- 9. Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности
- 10. Перечень сведений, представляемых в декларации промышленной безопасности
- Раздел 1 "Общие сведения".
- Раздел 1 "Общие сведения" должен содержать:
- Раздел 2 "Результаты анализа безопасности".
- Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности":
- Раздел 4 "Выводы":
- Раздел 5 "Ситуационный план".
- 11. Перечень сведений и структура приложения 1 к декларации промышленной безопасности - «Расчетно-пояснительной записки», и приложения 2 - "Информационный лист".
- Раздел 1 "Сведения об организации".
- Раздел 1 "Сведения об организации" должен содержать:
- Раздел 2 "Анализ безопасности".
- Раздел 2 "Анализ безопасности" должен содержать:
- 12. Дополнительные требования к декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
- 13 . Экспертиза декларации промышленной безопасности
- 14. Определение опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий
- 15. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 16. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 17. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 18. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 19. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 20. Требования по подготовке руководителей и специалистов потенциально
- 21. Оценка готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий
- 22. Учет и установление причин чрезвычайных ситуаций
- 23. Экспертная деятельность в области предупреждения чрезвычайных
- 24. Основные определения в сфере безопасности гидротехнических сооружений (гтс). Гтс, подлежащие декларированию безопасности.
- 6. Анализ безопасности гидротехнического сооружения
- 7. Обеспечение готовности гидротехнического сооружения к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций