23. Экспертная деятельность в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря
1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" предполагаемые к реализации проекты
и решения по объектам производственного и социального назначения, и
процессам, которые могут быть источником чрезвычайной ситуации или могут
влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - экспертиза) в целях
проверки выявления степени их соответствия установленным нормам,
стандартам и правилам.
Объектами экспертизы являются инженерно-технические и
организационные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные в: градостроительной документации, предпроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, планах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации возможных аварий (в том числе, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, а также результаты оценки материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрению в Государственной экспертизе проектов МЧС России подлежат проекты строительства объектов:
а) строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственные гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
б) находящихся в государственной собственности;
в) строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
г) строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
д) строящихся по заказу МЧС России и включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России;
е) потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
гидротехнических сооружений 1 и 2-го классов;
опасных производственных объектов, предусмотренных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
линий электропередач и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
крупных объектов пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающих влияние на продовольственную безопасность страны или имеющих важное социальное значение;
объектов оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.
Документация по перечисленным объектам экспертизы рассматривается в части предупреждения ЧС, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в ЧС и в военное время, обеспеченности узлами связи, централизованными и локальными системами оповещения, защитными сооружениями ГО, соблюдения других норм проектирования ИТМ ГО. Исключение составляет проектная документация по объектам строительства, заказанным МЧС России (комплексным и военным городкам, парковым и складским зонам, опорным базам поисково-спасательных служб, учебным центрам подготовки спасателей и др.). По ним готовится экспертное заключение в полном объеме на все разделы проекта.
Экспертиза осуществляется экспертными органами:
экспертной организацией Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
экспертными комиссиями и экспертными организациями органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Экспертиза в обязательном порядке должна проводиться несколькими экспертами, т.е. комиссией экспертного органа МЧС России. В установленном порядке в состав комиссии могут быть включены внештатные эксперты.
Экспертное заключение должно содержать:
краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений по предупреждению ЧС;
конкретные замечания и предложения по принятым решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями;
выводы - рекомендовать к утверждению, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в рассмотрении документации, и утверждается руководителем экспертного органа МЧС России.
Экспертные органы:
обеспечивают соответствие порядка проведения экспертизы требованиям
законодательства Российской Федерации, а также требованиям нормативных и
методических документов;
предоставляют для ознакомления заказчику, подавшему заявление о
проведении экспертизы, нормативные и инструктивно-методические документы,
регламентирующие организацию и порядок проведения этой экспертизы;
предоставляют для ознакомления общественным организациям
(объединениям), осуществляющим общественную экспертизу, нормативные и
инструктивно-методические документы, которые устанавливают требования к
проведению экспертизы, осуществляемой экспертными органами;
направляют органам местного самоуправления, общественным организациями (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении экспертизы, содержащие информацию о заключении экспертизы;
предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения экспертизы;
информируют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам о результатах проведения экспертизы по конкретным ее объектам;
готовят и передают соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации об
экспертизе.
- Часть I
- 1. Основные определения
- 2. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности
- 3. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта
- 4. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
- 5. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
- 6. Экспертиза промышленной безопасности
- 7. Разработка декларации промышленной безопасности
- 8. Опасные производственные объекты
- 9. Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности
- 10. Перечень сведений, представляемых в декларации промышленной безопасности
- Раздел 1 "Общие сведения".
- Раздел 1 "Общие сведения" должен содержать:
- Раздел 2 "Результаты анализа безопасности".
- Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности":
- Раздел 4 "Выводы":
- Раздел 5 "Ситуационный план".
- 11. Перечень сведений и структура приложения 1 к декларации промышленной безопасности - «Расчетно-пояснительной записки», и приложения 2 - "Информационный лист".
- Раздел 1 "Сведения об организации".
- Раздел 1 "Сведения об организации" должен содержать:
- Раздел 2 "Анализ безопасности".
- Раздел 2 "Анализ безопасности" должен содержать:
- 12. Дополнительные требования к декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
- 13 . Экспертиза декларации промышленной безопасности
- 14. Определение опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий
- 15. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 16. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 17. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 18. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 19. Требования к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения
- 20. Требования по подготовке руководителей и специалистов потенциально
- 21. Оценка готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий
- 22. Учет и установление причин чрезвычайных ситуаций
- 23. Экспертная деятельность в области предупреждения чрезвычайных
- 24. Основные определения в сфере безопасности гидротехнических сооружений (гтс). Гтс, подлежащие декларированию безопасности.
- 6. Анализ безопасности гидротехнического сооружения
- 7. Обеспечение готовности гидротехнического сооружения к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций