logo search
Учебное пособие по БЖД

Содержание:

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности

жизнедеятельности человека..............................................................................4

Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.......4

Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы............................................22

Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности

человека...............................................................................................................38

Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности.............................135

Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности...............................135

Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС ) и гражданской обороны....187

Раздел III. Основы физиологии труда и комфортных условий жизни...........238

Тема 6. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни................238

Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных

факторов среды обитания..................................................................................263

Тема 7. Природные и техногенные опасности и защита от них.....................263

Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности.........393

Раздел V. Безопасность населения и территорий

в чрезвычайных ситуациях................................................................................506

Тема 9. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы

защиты населения и территорий.......................................................................506

Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера..................566

Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности

городских условиях ...........................................................................................566

Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений

террористического характера ...........................................................................596

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека

Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.

План.

  1. Человек как биологический и социальный субъект.

  2. Характеристика системы "человек - среда обитания"

        1. 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека

        2. 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека

5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека

        1. 6. Мотивация риска

7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности

8. Основные причины деградации окружающей среды

9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы

1.Человек как биологический и социальный субъект

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Вопрос о сущности человека - один из основных в истории философской мысли. Человек появился на Земле в итоге сложного и длительного процесса историко-эволюционного развития. Человеческая ветвь стала самостоятельной 12 - 15 млн. лет тому назад. О человеке можно сказать - это живая система, представляющая единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного.

Как социальному существу, человеку присуще социальное движение, включающее в себя все другие формы движения, которые функционируют под влиянием социального, но нераздельно связаны с природой. Это означает, что человек как социальное существо может нормально функционировать только в том случае, если он не нарушает законы природы, а лишь использует их, действуя в соответствии с этими законами.

К сожалению, лишь сравнительно недавно люди начали понимать, что природа представляет собой сложнейшую систему, в которой один биологический вид необходим для других. Являясь вершиной этой системы, человек зависит от остальных видов, которые своим развитием обуславливают появление его, и обеспечивают ему природные условия существования.

Человеку как биологическому и социальному субъекту присущи физиологические, материальные и духовные потребности. Потребности - это нужды или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, внутренний побудитель активности. Потребности отличают человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.

Биологические потребности человека обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Примером таких потребностей является потребность человека в воздухе, пище, воде, тепле, солнечной энергии и др.

Важную роль в жизни человека играют материальные потребности. К ним относятся: потребность в жилье, деньгах, одежде и др., но следует отметить, что материальные потребности человекабезграничны и на протяжении всей своей жизни человек стремится к максимальному удовлетворению своих материальных потребностей.

Но самое поразительное достижение человека - созданный им мир духовных ценностей, достижения науки и искусства. Книги, картины, музыкальные произведения, памятники зодчества, система знаний об окружающем нас мире, о самих людях - все это результат творческой деятельности человека.

Итак, человеку принадлежит особое место среди всех существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого, он познал тайны окружающего мира и создаёт для себя среду обитания.