Введение
«Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательная для изучения дисциплина в рамках базовой части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и призван помочь студентам первого курса Факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель образования по дисциплине - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в социально-бытовой сфере.
Задачи дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности":
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда (ОК 11).
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» студент должен
знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, принципы функционирования, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
применять средства коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, развития в себе необходимых духовных и физических качеств;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
Структурно курс включает пять разделов, которые соответствуют рекомендуемым модулям дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках каждого из разделов объектом изучения являются человек и сообщества людей, а предметом изучения – причины возникновения и проявления основных опасностей, угрожающих человеку и сообществам людей, а также способы защиты от них.
Учебный материал подаётся в контексте современного развития методологии безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. При этом учитываются знания и умения студентов, полученные в общеобразовательной школе.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в основы безопасности жизнедеятельности
- Тема 1.1. Введение в основы безопасности жизнедеятельности, её предмет и основные понятия
- Раздел 2. Основы здорового образа жизни
- Тема 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни
- Тема 2.2. Вредные привычки и их влияние на здоровье
- Тема 2.3. Стресс, двигательная активность и здоровье человека
- Тема 2.4. Биоритмы и работоспособность человека
- Тема 2.5. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
- Раздел 3. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
- Тема 3.1. Помощь при неотложных состояниях
- Тема 3.2. Временные способы остановки кровотечения
- Тема 3.3. Первая медицинская помощь: шок, ушибы, вывихи, переломы, раны
- Тема 3.4. Первая медицинская помощь: ожоги, тепловые климатические воздействия, отморожения и замерзания, утопление, электротравма и поражение молнией
- Тема 3.5. Бытовые отравления, отравление угарным газом, укусы ядовитых змей
- Тема 3.6. Первая медицинская помощь при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания. Применение лекарственных средств
- Тема 3.7. Оказание доврачебной помощи при дтп
- Раздел 4. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Тема.4.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Тема 4.2. Правила поведения в бытовой (городской) среде
- Тема 4.3. Личная безопасность в социальной среде
- Тема 4.4. Безопасность на транспорте
- Тема 4.5. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре
- Тема 4.6. Правила поведения в условиях чс природного и техногенного характера
- Раздел 5. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема.5.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
- Тема 5.2. Гражданская оборона страны и её задачи. Организация го в образовательном учреждении
- Тема 5.3. Современные средства массового поражения, и их поражающие факторы
- Тема 5.4. Сигналы оповещения го и действия граждан при их поступлении
- Тема 5.5. Основные мероприятия по защите населения. Эвакуация и укрытие в защитных сооружениях
- Тема 5.6. Применение средств индивидуальной защиты
- Тематический план семинарских и практических занятий
- Планы семинарских и практических занятий
- Тема 3.2. Временные способы остановки кровотечения.
- Тема 3.3. Первая медицинская помощь: шок, ушибы, вывихи, переломы, раны.
- Тема 3.6. Первая медицинская помощь при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания
- Тема 4.2. Правила поведения в бытовой городской среде
- Тема 4.3. Личная безопасность в социальной среде
- Тема 4.4. Безопасность на транспорте
- Тема 4.5. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре
- Тема 4.6. Правила поведения в условиях чс природного и техногенного характера
- Тема 5.2. Гражданская оборона страны и её задачи
- Тема 5.3. Современные средства массового поражения, и их поражающие факторы.
- Тема 5.6. Применение средств индивидуальной защиты
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Примерные задания для самостоятельной работы
- Раздел 1. Введение в основы безопасность жизнедеятельности, её предмет и основные понятия
- Раздел 2. Основы здорового образа жизни
- Раздел 3. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
- Раздел 4. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
- Раздел 5. Государственная система обеспечения безопасности населения
- Примерная тематика рефератов
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Дополнительная литература по разделам тематического плана
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 3.Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы
- 4. Интернет-ресурсы
- Примерные вопросы для подготовки к рубежному контролю
- Примерные вопросы для подготовки к зачёту