logo
УМК Основы безопасности жизнедеятельности

Раздел 5. Государственная система обеспечения безопасности населения

При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий:

безопасность; РСЧС; гражданская оборона; НАК; оружие массового поражения; поражающий фактор; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; несмертельное (нелетальное) оружие; средства индивидуальной защиты;

Контрольные вопросы:

1. Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС.

2. Назовите принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства?

3. Раскройте структуру РСЧС РФ.

4. Назовите силы и средства РСЧС, состав сил и средств РСЧС объектового уровня, порядок их создания и деятельности.

5. Дайте характеристику режимам функционирования РСЧС.

6. Какие элементы включает система гражданской обороны РФ?

7. Назовите основные задачи ГО РФ.

8. Какая связь между ГО и РСЧС?

9. На какие органы и должностные лица возложено руководство ГО?

10. Назовите полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области руководства ГО.

11. Изложите принципы и тенденции развития ГО на современном этапе.

12. Направления государственной политики в области ГО.

13. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

14. Знаете ли вы схему организации управления, связи и оповещения в системе ГО Российской академии правосудия?

15. Назовите структуру Национального антитеррористического комитета (НАК), его предназначение и задачи.

16. Какие виды оружия массового поражения вы знаете?

17. Какое оружие называется ядерным?

18. Назовите боевые свойства ядерного оружия.

19. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва.

20. Что называется дозой облучения.

21. Назовите особенности поражающего действия нейтронного оружия.

22. Какое оружие называется высокоточным?

23. Химическое оружие, способы и признаки его применения.

24. Классификация отравляющих веществ по предназначению и воздействию на организм.

25. Какие зоны химического заражения вы знаете?

26. Бактериологическое (биологическое) оружие.

27. Способы и признаки применения бактериологического (биологического) оружия.

28. Краткая характеристика основных видов бактериологических средств.

29. Опасные и вредные вещества микробиологических производств.

30. Что такое несмертельное (нелетальное) оружие, лучевое оружие, графитовое оружие?

31. Назовите сигналы оповещения населения в мирное и военное время.

32. Какие средства оповещения вы знаете?

33. Как осуществляется передача речевой информации?

34. Назовите типовые сообщения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

35. Опишите сигнал «Внимание всем!» и действия при его получении.

36. Какие основные способы защиты населения вы знаете?

37. Перечислите мероприятия, которые повышают эффективность способов защиты населения.

38. Убежища и порядок создания убежищ.

39. Противорадиационные и простейшие укрытия.

40. Охарактеризуйте принципы и способы эвакуации.

41. Перечислите средства индивидуальной защиты (СИЗ).

42. Предназначение СИЗ органов дыхания (СИЗ ОД) и СИЗ кожи (СИЗ К).

43. Изложите принцип действия фильтрующих противогазов ГП-7,7М и 7В.

44. Специфика применения противогаза ПДФ-ДШ.

45. Назовите способы определения отработки (окончания срока годности) коробки противогаза.

46. Изолирующие противогазы РП-5М, РП-6, РП-4-01.

47. Респираторы. Респиратор У-2К.

48. Средства защиты кожи типа ОКЗК. Комплект изолирующий химический КИХ-4, КИХ-5, КИХ-6.

49. Правила применения средств индивидуальной защиты.

50. Состав и назначение аптечки АИ-2.

Решение ситуативных задач:

1. Поступило сообщение об опасности наводнения в вашем городе. Ваш дом попадает в зону затопления. Ваши действия по соблюдению личной безопасности при угрозе и во время наводнения?

2. Произошла авария на атомной электростанции. Ваши действия при эвакуации из зоны радиоактивного заражения?

3. Произошла авария на атомной электростанции. Ваши действия при передвижении по загрязнённой зоне и после выхода из неё?

4. Получен сигнал оповещения о радиационной аварии. Ваши действия в данной ситуации, если вы находитесь на улице или в доме?

5. Вам некоторое время приходится проживать на местности, степень радиационного загрязнения которой превышает фоновые нормы, но не выше опасных пределов установленных доз. Ваши действия для снижения риска дополнительного облучения?

6. После надевания фильтрующего противогаза ГП-7 сильно затруднено дыхание. Ваши действия?

7. Находясь дома вы слышите сильный звук сирены. Ваши действия?

8. После получения сигнала «Внимание всем!» по радио поступила речевая информация об эвакуации из вашего района. Ваши действия?

9. Сравните поражающие факторы ядерного взрыва. Заполните таблицу.

Поражающий фактор

Характер воздействия

Негативные

последствия

Основные способы защиты

Ударная волна

Световое излучение

Проникающая радиация

Радиоактивное

заражение

Электромагнитный

импульс

Решить следующие тестовые задания:

1. Каким законом определены права и обязанности граждан в области защиты от ЧС?

а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

в) Федеральным законом «О гражданской обороне»;

г) Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

2. Гражданская оборона - это:

а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

б) система, обеспечивающая постоянную готовность органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий;

в) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

3. В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:

а) с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий;

б) после введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

в) по решению Государственной Думы Российской Федерации;

г) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

д) в зависимости от конкретной ситуации в том или ином регионе.

4. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение порядка действий по сигналам оповещения;

б) изучение приемов оказания первой медицинской помощи;

в) изучение правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;

г) освоение приемов проведения специальной обработки техники и территорий;

д) изучение порядка обеззараживания техники и сооружений;

е) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

5. Ядерное оружие - это:

а) вид оружия, эффективность которого достигается за счет точного попадания в цель;

б) вид оружия, действие которого основано на использовании кинетической энергии поражающих элементов;

в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии;

г) вид оружия, действие которого основано на использовании радиоактивных веществ, способных поражать противника без взрыва.

6. Проникающая радиация - это:

а) ионизирующее излучение, представляющее собой поток гамма-лучей и нейтронов;

б) радиоактивность воздуха, воды, почвы, материалов и различных предметов, возникающая в результате их облучения нейтронами;

в) излучение, представляющее собой поток бета- и альфа- лучей.

г) рентгеновское излучение.

7. Если светящаяся область ядерного взрыва не касается поверхности земли (воды), а взрыв произведен на высоте до нескольких километров, то это:

а) высотный взрыв;

б) воздушный взрыв;

в) наземный (надводный) взрыв;

г) космический взрыв.

8. Укажите поражающие факторы ядерного взрыва:

а) электромагнитный импульс;

б) ударная волна;

в) ультразвуковое излучение;

г) радиоактивное загрязнение;

д) световое излучение;

е) проникающая радиация;

ж) наведённая радиация.

9. Каким фактором определяется время действия проникающей радиации на наземные объекты?

а) мощностью ядерного взрыва;

б) временем подъема облака ядерного взрыва на высоту, при которой гамма-нейтронное излучение не достигает поверхности земли;

в) видом ядерного взрыва;

г) временем до образования облака грибовидной формы.

10. Укажите наиболее эффективное коллективное средство защиты от всех поражающих факторов ядерного оружия:

а) противогаз;

б) противорадиационное укрытие;

в) укрытие простейшего типа;

г) убежище.

11. Химическое оружие - это:

а) вид оружия, воздействующего на химические процессы, протекающие в твердой, жидкой и газообразной оболочках Земли;

б) вид оружия массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

в) вид оружия массового поражения, действие которого основано на применении химических элементов, обладающих радиоактивностью;

г) изотопы химических элементов в результате цепной реакции.

12. Признаками применения химического оружия являются:

а) темные полосы, которые тянутся за самолетом, оседая на землю;

б) маслянистые пятна возле воронок разорвавшихся боеприпасов;

в) светлые полосы, которые тянутся за самолетом;

г) изменение естественной окраски растительности;

д) наличие нехарактерных для данной местности насекомых;

е) маслянистые пятна на листьях деревьев, траве, грунте, зданиях.

13. По действию на организм человека боевые токсичные химические вещества подразделяют на:

а) кожно-паралитические;

б) раздражающие;

в) нервно-паралитические;

г) кожно-нарывные;

д) нервно-нарывные;

е) удушающие;

ж) общеядовитые;

З) психохимические.

15. Под оповещением о чрезвычайной ситуации понимают:

а) целенаправленный и системный процесс передачи населению знаний, умений и навыков, необходимых при защите от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

б) доведение до органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях;

в) научная и техническая информация о чрезвычайных ситуациях;

г) организационные, правовые, технические и технологические меры по предупреждению различных угроз.

16. Какие средства защиты относятся к коллективным?

а) общевойсковые защитные комплекты;

б) убежища;

в) противогазы;

г) легкие защитные костюмы;

д) укрытия простейшего типа.

17. Какие из перечисленных средств индивидуальной защиты предназначены для защиты кожи?

а) изолирующий противогаз;

б) фильтрующий противогаз;

в) общевойсковой защитный комплект;

г) легкий защитный костюм;

д) комплект защитной фильтрующей одежды.

18. По принципу защитного действия противогазы подразделяют следующим образом:

а) гражданские;

б) промышленные;

в) детские;

г) фильтрующие;

д) изолирующие;

е) общевойсковые.

19. Укажите, какие из приведенных ниже средств защиты кожи следует отнести к простейшим.

а) плащ или накидка из прорезиненной ткани;

б) легкий защитный костюм Л-1;

в) защитная фильтрующая одежда;

г) пальто из грубого сукна;

д) дубленка;

е) резиновые сапоги;

ж) кожаные или резиновые перчатки (рукавицы);

З) рубашка.