5.2. Железнодорожные аварии.
Железнодорожные аварии и ЧС могут провоцировать следующие основные последствия: резкую остановку поезда, сход подвижного состава с рельсов, падение или опрокидывание вагонов, пожар, взрыв. Резкая остановка поезда и переворачивание вагонов вызывает падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.
Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:
проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;
организовать медицинскую помощь пострадавшим.
Спасатели проникают в вагон через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент.
Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки.
Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.
После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.
Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости, поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.
Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950 °С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 мин.
При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 мин. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени - 1100 °С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1,5-2,0 т).
Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, все это к тому же усугубляется паникой.
Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.
Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.
- Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.
- Оглавление.
- Раздел 1.
- 1. Работы в завалах при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, обрушений зданий и сооружений.
- 1.1. Характеристика завалов.
- 1.2. Разведка и поиск пострадавших.
- 1.3. Разборка завалов.
- 1.4. Устройство лаза в завале.
- 1.5. Устройство галереи в грунте под завалом.
- 1.6. Устройство проходов и проемов в блокированном помещении.
- 1.7. Деблокирование и эвакуация пострадавших с верхних уровней разрушенных зданий.
- 2. Работы при авариях на химически опасных объектах.
- 2.1. Основные понятия и характеристики поражающих факторов.
- 2.2. Химическая разведка и поиск пострадавших.
- 2.3. Ликвидация последствий аварий на химически опасных объектах.
- 3. Работы при авариях на радиационно опасных объектах.
- 3.1. Характеристика радиационных аварий и зон радиоактивных загрязнений.
- С внесистемными единицами.
- 3.2. Радиационная разведка и дозиметрический контроль.
- 3.3. Аварийно-спасательные работы.
- Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
- 5. Работы при ликвидации последствий транспортных аварий.
- 5.1. Аварии на авиационном транспорте.
- 5.2. Железнодорожные аварии.
- 5.3. Аварии судов на акватории.
- 5.4. Аварии на трубопроводах.
- 6. Работы при ликвидации последствий наводнений и затоплений.
- Раздел 2 технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.
- 7. Средства ведения спасительных работ.
- 7.1. Приборы связи и поиска пострадавших радиостанции.
- 7.2. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование.
- 7.3. Вспомогательный инструмент и оборудование.
- 7.4. Спасательные транспортные средства.
- 8. Средства инженерного обеспечения.
- 8.1.Робототехнические средства робототехнические комплексы.
- 8.4. Землеройные машины котлованные машины
- 8.5. Рабочее оборудование навесные гидравлические ножницы
- 8.6. Средства энергоснабжения электростанции передвижные силовые
- 9. Средства жизнеобеспечения
- 9.2. Нагреватели воздуха
- 9.3. Средства водоснабжения передвижные буровые установки
- 10. Средства индивидуальной защиты
- 10.3. Защитная одежда специальная защитная одежда (сзо) спасателей