8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
Прекращение горения (тушение пожара) может осуществляться несколькими способами.
Метод охлаждения основанный на удалении тепла с поверхности горючего вещества, когда температура в зоне горения ниже температуры воспламенения.
Метод изоляции поступления кислорода воздуха в зону горения с помощью изоляции огнегасящими веществами (химической пеной, порошком, песком и др.).
Метод разбавления количества кислорода воздуха менее 14% по объему, за счет введения в воздух инертных газов или паров.
Метод химического торможения за счет введения в зону горения голоидно-производных веществ (фреона, бромистого метила или этила и др.), которые в зоне пламени распадаются и соединяются с горючими веществами, в результате прекращается выделение тепла и горение прекращается.
В качестве средств тушения пожаров применяют воду, химическую пену, инертные газы, песок и землю, а также плотные пожаростойкие ткани.
Вода наиболее распространенное огнегасящее средство, имеющее малую вязкость, легко попадает в щели и поры, тем самым позволяет быстро охлаждать и тушить очаг горения, а выделяющиеся пары препятствуют доступу кислорода. При помощи мощной струи можно сбить пламя на подходе близко к очагу горения на высоте и на удалении до 80 м. Нельзя применить воду для тушения электроустановок находящихся под напряжением.
Средства химического пожаротушения в виде углекислоты, жидкопенных, густопенных веществ, предотвращают доступ кислорода к горящим веществам, снижают температуру горения и тушат пламя. Химическое пена получается в результате взаимодействия щелочного и кислотного раствора (пенопорошка) с водой в пенопроводе, где образуется разрежение и смешивание кислотной и щелочной части, а в результате химической реакции образуется пена, которую направляют в очаг горения.
Инертные газы (азот, аргон и др.), а также дымовые газы, обеспечивают понижение концентрации кислорода в закрытых помещениях за счет вытеснения воздуха и увеличения содержания этих газов до 35% от общего объема, тем самым горение прекращается.
Сухие химические вещества в виде порошка из двууглекислой соды, используются для тушения начинающегося горение твердых и жидких горючих веществ, которые нельзя тушить водой (магний, калий, титан и др.) При горении сода разлагается, выделяются углекислый газ, который изолирует зону горения от кислорода, воздуха.
Тушение песком, землей или специальным покрывалом из брезента, асбеста и др. применяется для тушения небольших очагов горения путем изоляции зоны горения от кислорода воздуха.
На транспорте применяется различные средства пожаротушения виде первичных средств пожаротушения, автоматических огнегасящих установок, автонасосов, автоцистерн и пожарных поездов.
К первичным средствам пожаротушения относятся ручные и передвижные огнетушители, ведра, лопаты, мешки с песком и др. Они применяются для тушения небольших возгораний в начальной стадии пожара до прибытия пожарной команды. Каждое транспортное средство, а также подразделения, сооружения на станции, в депо, цехе, на подвижном составе и т.д. должны быть оснащены противопожарными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными на транспорте.
Огнетушители в зависимости от используемого огнегасящего средства подразделяются на: химические пенные (ОХП), углекислотные (ОУ), воздушно-пенные (ОВП), порошковые (ОП) и др.
В последнее время наибольшее распространение получили порошковые огнетушители. В этих огнетушителях для выталкивания порошка используют сжатый газ (азот, воздух, углекислый газ) находящийся в специальном баллончике. Эти огнетушители выпускаются на различные объемы от 1 до 250 л (ОП-1, ОП-2А, ОПС-10, ОП-100, ОП-250).
Автоматические огнегасящие установки представляют собой разветвленную сеть трубопроводов под потолком защищаемого помещения, имеющие спринклерные или дренчерные установки, которые срабатывают при определенной температуре в помещении 72 и 93 0С или 141 и 182 0С в зависимости от опасной температуры в защищаемом помещении и обеспечивают подачу огнегасящего вещества, воды или углекислоты в зону горения. При этом срабатывает сигнал тревоги. Автонасосы и автоцистерны относятся к передвижным пожарным автомобилям, оборудованным для подачи огнегасящих средств (воды, пены, порошков и др.). Специальные автомобили оборудуются автолестницами, автоподъемными и другими средствами управления и связи. Все пожарные машины имеют сигналы «Сирена».
Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах транспорта, в подвижном составе, а также для оказания помощи в случае аварий, крушения, наводнений и других стихийных бедствий.
Пожарные поезда в зависимости от их тактико-технических характеристик подразделяются на три вида. Универсальный поезд формируется из пяти единиц подвижного состава, пассажирского вагона для размещения дежурного караула, вагона для размещения оборудования (насосных установок, электростанции, различного пожарного инвентаря), двух цистерн для запаса воды и крытого вагона-гаража для размещения пожарного автомобиля.
Пожарный поезд первой категории состоит из четырех вагонов: один для размещения дежурного караула, двух цистерн с водой и вагона-гаража. Пожарный поезд второй категории состоит их трех вагонов: один для дежурного караула и противопожарного оборудования и двух цистерн с водой.
Пожарные поезда должны содержаться в постоянной готовности и находиться на крупных станциях с рабочим парком тепловозов.
Пожарный поезд может быть вызван работниками служб ж.д. хозяйства, дежурным по станции, машинистом локомотива, начальником военизированной охраны. Отправление пожарных поездов производятся по приказу дежурного поездного диспетчера в срок не позднее 10 мин. после сообщения начальником караула о готовности выезда поезда.
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на