logo search
Охр тр практикум

8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте

Прекращение горения (тушение пожара) может осуществляться несколькими способами.

Метод охлаждения основанный на удалении тепла с поверхности горючего вещества, когда температура в зоне горения ниже температуры воспламенения.

Метод изоляции поступления кислорода воздуха в зону горения с помощью изоляции огнегасящими веществами (химической пеной, порошком, песком и др.).

Метод разбавления количества кислорода воздуха менее 14% по объему, за счет введения в воздух инертных газов или паров.

Метод химического торможения за счет введения в зону горения голоидно-производных веществ (фреона, бромистого метила или этила и др.), которые в зоне пламени распадаются и соединяются с горючими веществами, в результате прекращается выделение тепла и горение прекращается.

В качестве средств тушения пожаров применяют воду, химическую пену, инертные газы, песок и землю, а также плотные пожаростойкие ткани.

Вода наиболее распространенное огнегасящее средство, имеющее малую вязкость, легко попадает в щели и поры, тем самым позволяет быстро охлаждать и тушить очаг горения, а выделяющиеся пары препятствуют доступу кислорода. При помощи мощной струи можно сбить пламя на подходе близко к очагу горения на высоте и на удалении до 80 м. Нельзя применить воду для тушения электроустановок находящихся под напряжением.

Средства химического пожаротушения в виде углекислоты, жидкопенных, густопенных веществ, предотвращают доступ кислорода к горящим веществам, снижают температуру горения и тушат пламя. Химическое пена получается в результате взаимодействия щелочного и кислотного раствора (пенопорошка) с водой в пенопроводе, где образуется разрежение и смешивание кислотной и щелочной части, а в результате химической реакции образуется пена, которую направляют в очаг горения.

Инертные газы (азот, аргон и др.), а также дымовые газы, обеспечивают понижение концентрации кислорода в закрытых помещениях за счет вытеснения воздуха и увеличения содержания этих газов до 35% от общего объема, тем самым горение прекращается.

Сухие химические вещества в виде порошка из двууглекислой соды, используются для тушения начинающегося горение твердых и жидких горючих веществ, которые нельзя тушить водой (магний, калий, титан и др.) При горении сода разлагается, выделяются углекислый газ, который изолирует зону горения от кислорода, воздуха.

Тушение песком, землей или специальным покрывалом из брезента, асбеста и др. применяется для тушения небольших очагов горения путем изоляции зоны горения от кислорода воздуха.

На транспорте применяется различные средства пожаротушения виде первичных средств пожаротушения, автоматических огнегасящих установок, автонасосов, автоцистерн и пожарных поездов.

К первичным средствам пожаротушения относятся ручные и передвижные огнетушители, ведра, лопаты, мешки с песком и др. Они применяются для тушения небольших возгораний в начальной стадии пожара до прибытия пожарной команды. Каждое транспортное средство, а также подразделения, сооружения на станции, в депо, цехе, на подвижном составе и т.д. должны быть оснащены противопожарными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными на транспорте.

Огнетушители в зависимости от используемого огнегасящего средства подразделяются на: химические пенные (ОХП), углекислотные (ОУ), воздушно-пенные (ОВП), порошковые (ОП) и др.

В последнее время наибольшее распространение получили порошковые огнетушители. В этих огнетушителях для выталкивания порошка используют сжатый газ (азот, воздух, углекислый газ) находящийся в специальном баллончике. Эти огнетушители выпускаются на различные объемы от 1 до 250 л (ОП-1, ОП-2А, ОПС-10, ОП-100, ОП-250).

Автоматические огнегасящие установки представляют собой разветвленную сеть трубопроводов под потолком защищаемого помещения, имеющие спринклерные или дренчерные установки, которые срабатывают при определенной температуре в помещении 72 и 93 0С или 141 и 182 0С в зависимости от опасной температуры в защищаемом помещении и обеспечивают подачу огнегасящего вещества, воды или углекислоты в зону горения. При этом срабатывает сигнал тревоги. Автонасосы и автоцистерны относятся к передвижным пожарным автомобилям, оборудованным для подачи огнегасящих средств (воды, пены, порошков и др.). Специальные автомобили оборудуются автолестницами, автоподъемными и другими средствами управления и связи. Все пожарные машины имеют сигналы «Сирена».

Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах транспорта, в подвижном составе, а также для оказания помощи в случае аварий, крушения, наводнений и других стихийных бедствий.

Пожарные поезда в зависимости от их тактико-технических характеристик подразделяются на три вида. Универсальный поезд формируется из пяти единиц подвижного состава, пассажирского вагона для размещения дежурного караула, вагона для размещения оборудования (насосных установок, электростанции, различного пожарного инвентаря), двух цистерн для запаса воды и крытого вагона-гаража для размещения пожарного автомобиля.

Пожарный поезд первой категории состоит из четырех вагонов: один для размещения дежурного караула, двух цистерн с водой и вагона-гаража. Пожарный поезд второй категории состоит их трех вагонов: один для дежурного караула и противопожарного оборудования и двух цистерн с водой.

Пожарные поезда должны содержаться в постоянной готовности и находиться на крупных станциях с рабочим парком тепловозов.

Пожарный поезд может быть вызван работниками служб ж.д. хозяйства, дежурным по станции, машинистом локомотива, начальником военизированной охраны. Отправление пожарных поездов производятся по приказу дежурного поездного диспетчера в срок не позднее 10 мин. после сообщения начальником караула о готовности выезда поезда.