logo search
FEIS_Ohrana_truda_konspekt_lektsy

Эксплуатация стреловых кранов

Безопасная эксплуатация грузоподъемных механизмов при выполнении монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ обеспечивается правильным выбором параметров крана и его устойчивостью.

Устойчивость характеризуется коэффициентом устойчивости, который определяется отношением удерживающего момента к моменту опрокидывающему. Удерживающий момент создается собственным весом крана, а опрокидывающий – весом поднимаемого груза. Различают грузовую устойчивость – устойчивость крана от действия полезных нагрузок при возможном опрокидывании его вперед в сторону стрелы и груза (рисунок 10.1. а), и собственную – устойчивость крана при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании его назад в сторону противовеса (рисунок 10.1. б).

Рисунок 10. 1. Расчетная схема устойчивости самоходного крана: а) – с грузом;

б) – без груза.

Грузовая устойчивость самоходного крана обеспечивается при соблюдении условия

К1 ≤ МG / МQ,

где К1 – коэффициент грузовой устойчивости принимаемый равным 1,4; МQ – опрокидывающий момент создаваемый рабочим грузом относительно ребра опрокидывания А; МG – восстанавливающий момент от действия собственного веса крана относительно того же ребра.

Грузовая устойчивость самоходного крана с учетом дополнительных нагрузок от собственного веса крана при уклоне пути, действия центробежных сил, от силы инерции при торможении опускаемого груза, ветровой нагрузки обеспечивается при соблюдении условия К2 ≤ (МG – МУ – МЦ – МИ – МВ) / МQ,

где К2 – коэффициент грузовой устойчивости с учетом дополнительных нагрузок принимаемый равным 1,15; Му – момент возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути; МЦ – момент от действия центробежных сил при вращении крана вокруг вертикальной оси; МИ – момент от силы инерции при торможении опускающегося груза; МВ – ветровой момент от ветровых нагрузок W (нагрузка на наветренную площадь крана) и W1 (нагрузка на наветренную площадь груза).

Коэффициент собственной устойчивости, т.е. коэффициент устойчивости без рабочего груза, в сторону, противоположную стреле К3 ≤ МУ / МW2,

где К3 – коэффициент собственной устойчивости равный 1,15; Му – момент возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути; МW2 – момент создаваемый нагрузкой W2 на подветренную часть крана (рисунок 10.1.б).

Устойчивость башенных кранов проверяют по тем же формулам, что и для самоходных кранов.

Установка стреловых самоходных кранов производится на подготовленной спланированной площадке с уклоном не более 3°.

Расстояние от поворотной части крана до строений, штабелей и других предметов должно быть не менее 1 м. Установка стреловых самоходных кранов вблизи котлованов и траншей зависит от качества грунта и глубины котлована в соответствии с таблицей 10.1.

Размеры опасной зоны от падающего груза при работе стрелового крана определяются наибольшим вылетом Rmax плюс 0,6 длины наибольшего груза Lгр плюс отлет равный 0,3 высоты подъема груза Н плюс 1 м, т.е. размер опасной зоны равен Rmax + 0,6 Lгр + 0,3Н +1 м.

Таблица 10.1. Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины

Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м, для грунтов

песчаных

супесчаных

суглинистых

глинистых

1,0

1,5

1,25

1,00

1,00

2,0

3,0

2,40

2,00

1,50

3,0

4,0

3,60

3,25

1,75

4,0

5,0

4,40

4,00

3,00

5,0

6,0

5,30

4,75

3,50

Опасная зона при работе башенного крана определяется вылетом плюс половины длины наибольшего груза плюс отлет, т.е. Rmax + 0,5Lгр + отлет. Величина отлета определяется по таблице 6.1 или по приложению Б ТКП 45-1.03-40.

Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2,0 м – не менее 0,4 м.

Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки стропальщиками прошедшими обучение и аттестацию.

Стропальщик не должен находиться возле груза, если он поднят на высоту более 1 м. При подъеме груза он предварительно поднимается на высоту 0,2 – 0,3 м для проверки правильности строповки и надежности работы тормозов.

Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи (ближе 30 м от линий электропередачи напряжением более 42 В) следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

Наряд-допуск на производство строительно-монтажных работ в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи должен быть подписан главным инженером строительно-монтажной организации и лицом, ответственным за безопасное состояние электрохозяйства в организации.

Грузоподъемная машина не допускается к работе в следующих случаях:

Запрещено: