15. Нормы наработки(сроки службы). Учёт аккумуляторных батарей. Порядок освежения и списания (Приказ мо). Эксплуатационные способы продления срока службы аккумуляторных батарей.
Сроки службы АКБ (Пр МО РФ № 300. 2006г).
Тип базовых АКБ | Срок службы, лет | Нормы наработки | Сроки хранения в сухозаряженном виде | |
тыс. км пробега | тыс. час. работы | |||
6 СТ - 55 А; 6 СТ - 60 ЭМ 6 СТ - 75 ЭМ; 6 СТ - 90 ЭМ 6 СТ - 132 ЭМ; 6 СТ - 182 ЭМ | 4 | 75 | 3 | 5 |
6 СТ ЭН - 140 М; 6Ст-190 ТРН | 5 | 75 12 | 3 | 7 |
Нормы наработки (сроки службы) аккумуляторных батарей снижаются : на 50% — в очень холодном климатическом районе*; на 20% — в холодном климатическом районе*;
на 15% — в очень жарком сухом и жарком сухом климатиче ских районах*;
на 10% — при использовании на машинах аэродромного об служивания и входящих в комплексы вооружение и обеспечиваю щих боевое дежурство.
Учет аккумуляторных батарей ведется по категориям, в карточках учета категорийных материальных средств лист 1 и 2 (ф.43) или в книге учета наличия и движения материальных средств (ф. 27). Аккумуляторные батареи, установленные на машине, входят в комплект данной машины и учитываются в соответствующих разделах паспорта (формуляра) машины, свидетельствующийся подписью заместителем командира воинской части по вооружению (начальника автомобильной службы) и скрепляются гербовой печатью.
Аккумуляторные батареи на базах, складах и машинах длительного хранения, как правило, содержатся сухими и плотно закрытыми герметичными пробками и подлежит освежению (замене на новые) в сроки, не превышающие установленных сроков хранения в сухом виде.
Списанию подлежат аккумуляторные батареи по истечении их срока службы (выработки норм наработки) при условии, что фактически отдаваемая ими емкость при контрольном разряде составляет менее 50% от номинальной.
Для продления сроков службы аккумуляторных батарей необходимо проводить техническое обслуживание. Не реже одного раза в 15 дней провести внешний осмотр, очистить поверхность батарей от пыли и грязи, проверить плотность крепления наконечников проводов, надежность крепления батарей в гнездах, работоспособность батарей, чистоту- вентиляционных отверстий в пробках, при необходимости прочистить их.
Уровень электролита во всех акку муляторах довести до нормы, нейтрализовать поверхность батарей 10% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
Не реже одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой, проверить степень разреженности по плотности электролита при необходимости дозарядить.
Эксплуатация аккумуляторных батарей в зимних условиях требует специальных мероприятий направленных на обеспечение работоспособности и надежности батарей.
Необходимо батареи утеплять войлочными чехлами. При хранении машины более суток на открытых площадках при температуре ниже минус 15°С аккумуляторные батареи снимаются с машин и хранятся в отапливаемых помещениях. Пуски двигателей при низких температурах производить от внешних источников.
16. Рабочие места, организуемые при полном развертывании МТО-АТ-М1
В кузове: места 1 Слесаря,2 электрика, 3 специалиста по прибором питания.
Вне кузова организуются площадки с рабочими местами: 1 площадка дозиметрического контроля. 2 площадка мойки и спец обработки машин. 3 площадка ТО диагностики и регулировочн работ, 4 место для сварочных работ, 5 рабочее место по зарядке и обслуживанию батарей, 6 рабочая площадка ТР машин, 7 место для слесарно монтажных работ. Место по ремонту камер и шин.
17. Нормы наработки (сроки службы) и учет работы шин.
Причины, преждевременного выхода шин из строя
Повышенное или пониженное давление в шинах, перегруз машины, неисправности ходовой части и рулевого управления, Несвоевременное тех обслуживание и ремонт шин, Несоблюдение правил вождения машин.
Мероприятия по увеличению срока службы шин.
Работа с личным составом, Обеспечение строгого контроля за использованием, хранением и учетом шин, Организовывать своевременный ремонт камер и текущий ремонт покрышек.
Камаз – 36000, Зил - 40000
18. Классификация и маркировка шин. Все автомобильные шины подразделяются на:
а) Пневматические;
б) Массивные ( катки )
Пневматические шины подразделяются:
-
По назначения пневматические шины подразде ляются на следующие типы:
•шины с регулируемым давлением для автомобилей повышенной про ходимости;
•шины для легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков, микроавтобусов и прицепов к ним;
•шины для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов;
•шины для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин;
•шины для тракторов и сельскохозяйственных машин;
•шины для погрузчиков и индустриальных транспортных средств.
2. По принципу герметизации:
•камерные;
•бескамерные;
3. По конструкции и типу корда:
•радиальные комбинированные;
•радиальные цельнометаллокордные.
4. По конфигурации профиля в зависимости от соотношения его высоты "Н" к ширине "В" •обычного профиля (Н/В>0,80),
•сверхнизкопрофильные (Н/В<0,7),. арочные (Н/В от 0,39 до 0,50)
• пневмокатки (Н/В от 0,25 до 0,39) •крупногабаритные - с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и бо лее, независимо от посадочного диаметра;
•среднегабаритные - с шириной профиля от 200 до 350 мм (7-14 дюймов) и с посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
•малогабаритные - с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 мм (18 дюймов).
6. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь следующие типы рисунка протектор:
• дорожный,
• универсальный,
• повышенной проходимости,
• карьерный
• зимний.
Причины преждевременного выхода шин из строя. Причинами преждевременного выхода шин из строя является:
а) повышенное или пониженное давление в шине.
Пониженное давление приводит к увеличению деформации шин, вызывает их перегрев, расслоение каркаса, преждевременный износ протектора, краев беговой дорожки.
Повышенное давление вызывает большую нагрузку- на каркас, что может принести к крестообразному разрыву каркаса при наезде на препятствие.
б) Перегруз машины. Загрузка машины выше установленных норм вызывает рост нагрузки на шины, что приводит к тем же последствиям, что и снижение давления воздуха в шине.
в) неисправности ходовой части и рулевого управления.
Не правильная установка управляемых колес, ослабление крепления колес, деформация рулевых тяг, большой угол свободного пово рота рулевого колеса и др. неисправности также приводят к преждевременному износу и разрушению шин. Это связано с поперечным проскальзыванием шин при движении автомобиля, в то время как при отсутствии неисправностей имеет место теоретически идеальное качение колес;
г) несвоевременное техническое обслуживание (ТО) и ремонт шин.
ТО заключается в контроле и поддержании нормального давления воздуха в шинах; во внешнем осмотре для своевременного обнаружения повреждений, для определения степени износа протектора и удаления острых застрявших предметов. При необходимости может осуществляться перестановка шин.
д) Несоблюдение правил и применение нерациональных приемов вождения машин.
19. Классификация средств технического обслуживания машин.
Средства технического обслуживания классифицируются:
I. Подвижные:
2.Мастерские технического обслуживания (МТО-АТ) и машины технической помощи (МТП);
3.Индивидуальные комплекты ЗИП;
4.Средства заправки эксплуатационными материалами.
II. Стационарные:
1 СТО автомобилей гарнизона; 2 ПТОР воинских частей;
3 площадки л 1 и; 4 Пункты чистки и мойки; 5 Пункты заправки.
20. Назначение техническая характеристика и производственные возможности МТО-АТ.
Мастерская технического обслуживания МТО-АТ-М1 предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта армейских автомобилей многоцелевого назначения УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-131,137, Урал-4320, КамАЗ-4310, 5320, КрАЗ-255, 260 иих модификаций в полевых условиях.
Техническая характеристика:
Тип базового шасси - ЗИЛ-131 Н
Тип электроустановки - генератор 3-х фазного переменного тока мощностью16КВТ
напряжением 230В, частотой 50 Гц с приводом от двигателя базового шасси
Время развертывания 20 (свертывания) мастерской силами 3-х человек, мин
Максимальная скорость, км/ч 80
Запас хода, км 850
Масса мастерской, кг 10460
МТО-АТ-М1 состоит из следующих основных частей:
-шасси автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности;
-кузова-фургоны КМ 131 или К 131, оснащенного отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65Б и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100Н-12;
-электрооборудования;
-технологического оборудования, приборов, приспособлений и инструмента.
Суточные производственные возможности мастерской.
где: м - производственная возможность мастерской (машин в сутки) Ф - фонд рабочего времени (чел. час) Т - трудоемкость работ по ТО и TP (чел. час)
Ку - коэффициент учитывающий участие специалистов мастерской в выполнении работ по ТО и TP ТО-1 - 0,15 Ку ТО-2 - 0,30 TP - 1,0
КуТ - коэффициент учитывающий увеличение трудоемкости и продолжительности ТО и TP AT в полевых условиях КУТ=1,15 Пример:
Рассчитать возможность МТО-А при производстве ТО-1; ТО-2; TP при условии:
а) штат мастерской - 3 чел
б) продолжительность рабочее времени - 10 часов
в) средняя трудоемкость ТО-1 - 5 чел.час
ТО-2 -15 чел.час TP - 20 - 40 чел.час
г) коэффициент использования водителя при выпол нении текущего ремонта Ку принимаем равным 0,8
21. Рабочие места, организуемые при частичном развертывании МТО - AT.
Развертывание мастерской состоит в приведении оборудо вания. приспособлений и инструмента в рабочее положение или в готовность к использованию на выбранном участке местности.
Место для развертывания МТО должно обеспечивать:
8. Защиту от ядерного и других видов оружия;
9. Скрытность размещения мастерской;
10. Возможность быстрого и удобного въезда на рабочую площадку и выезда с нее;
11. Пожарную безопасность;
12. Охрану и оборону мастерской;
13. Удобство размещения выносного оборудования;
14. Близость к источнику воды.
В зависимости от конкретных задач и обстановки мастерская может развертываться частично или полностью.
В тех случаях, когда мастерские должны часто перемещаться к обьекту обслуживания, они развертываются частично, при этом выносится только необходимое оборудование. Как правило, при частичном развертывании рабочие места организуются внутри кузова-фурго на мастерской.
22. Определение и виды парков воинских частей.
Постоянный парк воинской части, его назначение, общее устройство (Приказ МО).
Руководство по единым типовым требованиям к паркам воинских частей ВС РФ введено в действие приказом МО РФ от 5.06.1992 г. № 28.
«О введении Руководства по единым типовым требованиям к паркам в/частей ВС РФ». И ДГШ №31 1998г.
Парком называется территория, оборудованная для хранения, обслуживания, ремонта и приведения в готовность к боевому применению вооружения и военной техники.
В зависимости от условий размещения парки могут быть:
а) постоянные; б) полевые.
Постоянные парки оборудуются в местах постоянного размещения части и на полигонах (лагерях). Они представляют собой территорию с капитальными зданиями и сооружениями, рассчитанными на их длительное использование.
Полевые парки организуются при временном расположении войск в полевых условиях. Они представляют собой территорию с естественной и искусственной маскировкой, пригодную для скрытого размещения, обслуживания и ремонта машин.
23. Постоянный парк воинской части, его назначение, общее устройство (приказ МО)
Парком предназначен для хранения, обслуживания, ремонта и приведения в готовность к боевому применению вооружения и военной техники.
Постоянные парки оборудуются в местах постоянного размещения части и на полигонах (лагерях). Они представляют собой территорию с капитальными зданиями и сооружениями, рассчитанными на их длительное использование.
Основные элементы парка:
1. контрольно-технический пункт (КТП); 2. пункт предварительной очистки; 3. пункт заправки; 4. пункт чистки и мойки; 5. пункты (площадки) ЕТО машин (ПЕТО); 6. пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР); 7. аккумуляторная; 8. стационарная водогрейка; 9. места хранения (стоянки) машин; 10. отапливаемые помещения для дежурных средств;
11. склады автомобильного и военно-технического имущества (ВТИ); 12. санитарно-бытовые помещения; 13. внутрипарковые дороги, проезды и проходы; 14. площадки различного назначения;
15. классы отработки нормативов и технического обслуживания ВАТ; 16. места для отдыха (курения). Территория постоянного парка разделяется на три зоны:
№ 1- зона хранения ВВТ боевой и строевой групп эксплуатации;
№ 2 - зона ТО и ремонта;
№ 3 - зона хранения учебно-боевых, учебно-строевых, учебных и транспортных машин. Между зонами оборудуются ограждения с проходами и проездами, исключающие движения ВВТ постоянного использования (У-Б, У-С, У и Т групп эксплуатации) по территории зоны № 1.
В зоне ТО и ремонта находятся линия ТО в состав которой входят:
о пункт предварительной очистки, КТП, площадка для проверки технического состояния машин при возвращении в парк, пункт заправки, пункт чистки и мойки, пункт (площадка) ЕТО, ПТОР, а также аккумуляторная, стационарная водогрейка, склады ВТИ, пожарные водоёмы и др. ВВТ, прошедшие обслуживание на линии ТО, должны ставиться на места стоянок в полной готовности к использованию по назначению. Хранение неисправных машин в зоне № 1, а также ремонт ВВТ на местах их стоянок запрещается.
- 1. Что понимается под эксплуатацией изделия военной техники (ивт), основные задачи эксплуатации ват.
- 2. Деление машин по группам эксплуатации, порядок их использования.
- 3. Номерные и опознавательные знаки.
- 5. Эксплуатационная документация на военную автомобильную технику. Паспорт машины.
- 12. Бензины, дизельные топлива, их применение и меры безопасности при обращении с ними.
- 15. Нормы наработки(сроки службы). Учёт аккумуляторных батарей. Порядок освежения и списания (Приказ мо). Эксплуатационные способы продления срока службы аккумуляторных батарей.
- 24. Назначение и общее устройство элементов постоянного парка.
- 25. Назначение и общее устройство элементов полевого парка.
- 27. Организация внутренней службы в парке.
- 28. Порядок допуска л/с в парк.
- 29. Обязанности дежурного по парку.
- Особенности эксплуатации автомобильной техники в зимних условиях.
- Средства повышения проходимости машин.
- 51.Краткая характеристика групповых комплектов возимых запасных частей.