logo
Otvety (voenka)

12. Бензины, дизельные топлива, их применение и меры безопасности при обращении с ними.

В настоящее время выпускаются автомобильные бензины согласно ГОСТ 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины», и ГОСТ 2084-77 «Автомобильные бензины».

В соответствии с ГОСТ 51105-97 вырабатываются только неэтилированные бензины: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-92», «Премиум-95», «Супер-98», октановые числа которых соответственно: 80, 91, 92, 95, 98.

По ГОСТ 2084-77 заводами промышленности ещё продолжают выпускаются следующие марки автомобильных бензинов: А-76, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-98, "Экстра".

"А" — автомобильный бензин;

"76" — числовой индекс — октановое число;

"И" — октановое число определенно по исследовательскому методу. Все марки бензинов, за исключением АИ-98, подразделяются на виды:

- летний, предназначенный для применения в период с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных и в течение всего года в южных районах;

- зимний — предназначенный для применения в течение всего года в северных и северо-восточных районах и с 1 октября по 1 апреля — в остальных районах.

В наиболее суровых местах Арктики и Сибири применяется специальный "северный" бензин А-76, отличающийся от зимнего повышенным давлением насыщенных паров — 93-106 кПа (600-800 мм рт.ст.).

Бензин А-76 - является этилированным, цвет — желтый, предназначен для двигателей со степенью сжатия 6,5-7,0.

На этом бензине работают двигатели автомобилей YA3-3151, ГАЗ-66, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131.

Бензин АИ-93(АИ-92) — этилированный, оранжево-красного цвета. Применяется на автомобилях: Урал-375, "Москвич", ГАЗ-2410 (31029, 3102), "Жигули", степени сжатия которых 8,5-9,0.

Бензин АИ-98 — этиллированный бензин синего цвета. Используется на легковых автомобилях высшего класса: "Чайка" ГАЗ-14, ЗИЛ-117.

Кроме этого, по отдельным техническим условиям отечественной промышленностью выпускается автобензин АИ-95 "Экстра" для применения в автомобилях высшего класса.

Автомобильные бензины выпускаются заводами в соответствии со стандартами, которые устанавливают основные показатели качества автомобильных бензинов с содержанием тетраэтилсвинца в бензине А-76 до 0,25, в бензинах АИ-93 (91, 92) и АИ-98 -до 0,5 г/1 кг.

Бензины А-76, АИ-93 (91, 92) и АИ-98 частично выпускаются со знаком качества, они неэтилированы. В них снижена кислотность в 3-3,7 раза, содержание фактических смол — в 1,3-3,5 раза, содержание серы в 5-10 раз, а индукционный период увеличен в 5-10 раз.

Основные показатели качества автомобильных бензинов мож но выявить из паспорта, который выдается потребителю складом (нефтебазой) при получении на них бензинов.

Если паспортные данные удовлетворяют требованиям стандар тов то, продукт считается стандартным. Продукт считается нестандартным, если он имеет даже небольшое отклонение от стандарта. Однако, несоответствие стандарту вовсе не означает, что продукт во всех случаях должен браковаться. Он может быть применен по прямому назначению, если фактические отклонения показателей от стандарта не выходят за допустимые пределы .

Нормативно-техническая документация устанавливает 3 марки дизельного топлива:

"Л" (летнее) — для эксплуатации при температурах окружа ющего воздуха 0°С и выше;

"3" (зимнее) — для эксплуатации при температуре до -20°С (температура застывания не выше -35°С) и -30°С (температура застывания топлива не выше -45°С);

"А" (арктическое) — для эксплуатации при температурах окружающего воздуха до -50°С.

При отсутствии основных марок дизельных топлив иногда применяют заменители. В качестве заменителей основных марок дизельных топлив применяют их смеси с тракторным керосином или с топливом для реактивных двигателей. Например, при отсутствии топлива марки "3" можно применять смесь топлив марки "А" и "Л", смесь 50% "Л" и 50% тракторного керосина или керосины, применяемые как горючее для воздушно-реактивных двигателей.

На дизельное топливо, как и на бензин, потребителю выдается паспорт, в котором наиболее важными показателями являются цетановое число, вязкость при +20°С, температуры помутнения, температуры застывания, содержание серы и фактических смол.

Оценка эксплуатационных свойств дизельного топлива по паспорту проводится с той же последовательностью, как и для бензинов. При этом обязательно определяется самая низкая температура воздуха, при которой еще допустимо использование дизельного топлива. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

13. Мероприятия по экономии горюче-смазочных материалов.

• Систематическая и целенаправленная воспитательная работа с личным составом;

• Пропаганда передового опыта по экономии горючего;

• Обучение водителей мастерству вождения;

• Правильное хранение горючего на складах;

• Контроль должностными лицами выполнения мероприятий по экономии горючего;

• Своевременное ТО и Р машин;

• Использование в зимнее время средств, облегчающих пуск двигателя;

• Правильная заправка техники как в стационарных так и в полевых условиях;

• Применение ГСМ соответствующих марок.

14. Норма расхода ГСМ

Приказ МО РФ №65 от13 июля 1992г « Нормы расхода ГСМ и специальных жидкостей при эксплуатации и ремонте вооружения и наземной военной техники Армии и Флота.

Основная эксплуатационная норма расхода горючего для автомобильной техники, работа которой не учитывается в тонно-километрах устанавливается:

- в литрах на 100 км пробега для автомобилей;

- в литрах на 1 км движения или на 1 моточас работы на месте для гу сеничных машин; - в литрах на 1 час работы для тракторов, передвижных или стационарных двигателей. Основные нормы расхода горючего автомобилей Таблица № 2.1

Марка автомобиля

Норма расхода топлива на 100км пробега

Марка автомобиля

Норма расхода топлива на 100км пробега

УАЭ-3151, 469

16,0

УАЗ

17,0

ГАЗ-66

31,5

КамАЗ-5320

34,5

ГАЗ-24,24-10.3102

13,0

КамАЗ-4310

46,0

ЗИЛ-131

49,5

КрАЗ-260

54,0

ЗИЛ-130

36,5

MA3-543

170,0

Урал-4320

44,5

МАЗ-547

260,0

ЗИЛ-4331

30,6

Устанавливаются не только основные нормы расхода горючего, но и допустимые изменения основных норм в сторону увеличения или уменьшения.

Основная норма расхода горючего увеличивается:

1. при работе автомобилей с прицепами производится надбавка на каждую тонну буксируемого на крюке веса (включая массу самого прицепа):

- бензина — 2 л; - дизельного топлива — 1,3 л;

2. для автомобилей в зимний период эксплуатации в районах:

- южных — до 5%; - с умеренным климатом — до 10%; - с холодным климатом — до 15%; - с очень холодным климатом — до 20%;

3. для автомобилей при работе в горных местностях, с высотой над уровнем моря:

- 1000-1500 м - 5%; - 1501-2000 м -10%; - 2001-3000 м -15%; - более 3000 м - 20%;

4. для автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях

- распутица, снежные заносы и т.п. — до 35%,

- карьеры — до 20%;

5. для автомобилей, используемых при сколачивании частей и соединений — до 10%;

6. для автомобилей при проведении полевых учений и маневров:

- по булыжно-щебеночному шоссе и твердой степной целине -25%; - по грунтовым дорогам и дорогам с закрепленными пес ками - 40%;

- для учебных автомобилей при вождении с преодолением препятствий в составе колонн и во время учебной езды - до 25%;

- при работе в черте города, требующей частых остановок (более 1 на 1 км пути) - до 10%;

- при эксплуатации в зоне Арктики - до 150%;

- для гусеничных тягачей и транспортеров при сколачивании частей и проведении полевых учений и маневров — 15%;

- для автомобилей при работе по вывозке снега в период очистки шоссейных дорог, аэродромов — 15%;

- при эксплуатации автомобилей, вышедших из капитального ремонта и новых при пробеге первой тысячи километров — 5%;

- для машин на базе тягачей и тракторов на первые 15 ч эксплуатации —10%;

- при перевозке грузов, требующих пониженной скорости движения — 10%;

- при постоянной работе автомобилей в качестве технологичес кого транспорта, на территории предприятий внутри цехов — 10%

Расхода горючего на средства подогрева Таблица № 2.3

Марка подогревателя

Расход горючего

ПЖБ-12

2,1 л/ч

П-100

2,9 л/ч

ПЖБ-30

5,5 л/ч

ПЖБ-44

8,0 л/ч

Нормы расхода масел и смазок при эксплуатации AT на 100 л. горючего. Таблица № 2.4

Наименование ГСМ

Автомобильная техника

Работающая на бензине

БАЭ-5937, 5938, 5939, МАЗ- 537, 543, 547

Работающая на дизельном топливе

Моторное масло, л

4,5

2,7

Трансмиссионные масла, л

0,3

0,5

0,4

Специальные масла, л

0,1

1,0

ОД

Пластичные масла, л

02

0,3

0,3

Нормы расхода масел и смазок при эксплуатации ГТТ на 100 л. горючего. Таблица Л® 2.5

Марка тягачей и транспортеров

Масло для двигателя, л

Трансмиссионные масла, л

Пластичные смазки, кг

АТС-59Г, МТ-ЛБ, МТ-ДБУ

5,6

0,5

1,0

МТ-Т,ДТ-10П, ДТ-20П

6,5

0,5

1,0

ГТ-Т, ГТ-МУ

5,2

0,5

1,0

ГТ-СМ

4,7

0,5

1,0

Норма расхода тормозной жидкости (установлена в заправках на год):

о на заполнение и прокачку- при смене — 1,1 заправки; На долив в процессе эксплуатации:

- в северной и умеренной климатической зонах — 1,0 заправка; - в южных районах — 1,5 заправки.

Расход охлаждающих низкозамерзающих жидкостей (установлен в заправках на год):

- на эксплуатацию в зимний период — 1 заправка;

- на долив в систему на каждый месяц эксплуатации:

- автомобили — 0,08 заправки; - гусеничные тягачи — 0,12 заправки. По окончании зимнего сезона эксплуатации охлаждающая низкозамерзающая жидкость подлежит обязательной сдаче на склад горючего в количестве одной заправки, при пересчете на стандартную охлаждающую низкозамерзающую жидкость.

Керосин для обслуживания автомобилей, находящихся в эксплуатации,( выдается из расчета на 100 км пробега в литрах): - для легковых автомобилей - 0,15;

- для легковых автомобилей - 0,15;

- для грузовых автомобилей 2-х осных — 0,25;

- для грузовых автомобилей 3-х и 4-х осных — 0,30;

- для гусеничных машин - 0,35;

- при переводе на сезонную эксплуатацию на 1 машину — 2,0 в год.