logo search
Диплом май

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента заключается в определение уровня педагогической компетентности родителей.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Изучить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста.

  2. Определить уровень педагогической компетентности родителей.

  3. Изучить особенности организации работы по адаптации детей к условиям детского сада.

Исследование проводилось в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 общеразвивающего вида Приморского района г.Санкт-Петербурга.

Для реализации поставленных задач констатирующий эксперимент проводился в два этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента решались задачи, связанные с исследованием особенностей адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Для изучения уровня психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения использовалась методика «Лист адаптации» (авторская разработка).

Нами были выделены четыре основных фактора адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению:

- эмоциональное состояние,

- коммуникабельность,

- послеполуденный сон, тихий час.

- аппетит.

Каждый из факторов оценивается от 0 до 5 баллов, т.е. от хорошей адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по факторам можно получить от 0 до 20 баллов.

  1. Эмоциональное состояние ребенка

- ребенок весел, жизнерадостен, подвижен, активен – 5 баллов,

- ребенок улыбается, настроение хорошее, спокоен – 4 балла,

- ребенок иногда задумчив, замкнут – 3 балла,

- у ребенка наблюдается легкая плаксивость, хныканье – 2 балла,

- ребенок плачет за компанию; плач приступообразный – 1 балл,

- у ребенка сильный, профилактический плач, подавленное настроение – 0 баллов.

2. Социальные контакты ребенка

- у ребенка много друзей, он охотно играет с детьми – 5 баллов,

- ребенок сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми – 4 балла,

- ребенок безразличен к играм, отстранен, замкнут – 3 балл,

- ребенок невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру – 2 балла,

- ребенок проявляет тревогу, бросает начатые игры – 1 балл,

- ребенок недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим детям – 0 баллов.

3. Сон ребенка:

- у ребенка спокойный сон, глубокий, он быстро засыпает – 5 баллов,

- у ребенка спокойный сон – 4 балла,

- ребенок засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго – 3 балла,

- ребенок засыпает с хныканьем, тревожен во сне – 2 балла,

- ребенок засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне – 1 балл,

- у ребенка сон отсутствует, плачет – 0 баллов.

4. Аппетит ребенка

- у ребенка очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием – 5 баллов,

- у ребенка нормальный аппетит, ест до насыщения – 4 балла,

- у ребенка аппетит выборочный, но насыщенный – 3 балла,

- ребенок отвергает некоторые блюда, капризничает – 2 балла,

- приходится следить за тем, чтобы ребенок ел, ест неохотно и долго – 1 балл,

- отвращение к еде, кормление мучительно – 0 баллов.

По результатам наблюдения можно выделить следующие уровни адаптации:

0-7 баллов – тяжелая адаптация.

8-15 баллов – средняя адаптация.

16-20 баллов – легкая адаптация.

С целью исследования уровня адаптации детей в условиях детского сада мы провели анкетирование воспитателей (авторская разработка) по уровню адаптации детей (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Критерии оценки уровня адаптации детей к условиям детского сада

Направление исследования

Круг вопросов

Критерии оценки

Уровни адаптации

Эмоциональное состояние

Как бы вы охарактеризовали эмоциональное состояние ребенка?

Ребенок чаще всего жизнерадостен или плаксив и капризен?

Настроение ребенка

Поведение в детском саду

Легкая адаптация: положительное эмоциональное состояние (ребенок жизнерадостный, подвижный, активный)

Средняя адаптация: эмоциональное состояние неустойчивое (ребенок иногда задумчив, замкнут, наблюдается легкая плаксивость)

Тяжелая адаптация: ребенок подавлен, часто плачет, плач приступообразный).

Социальные контакты детей

Ребенок с легкостью вступает в контакт с другими детьми или ему требуется помощь взрослого?

Проявляет ли ребенок инициативу по вступлению в контакт с другими детьми, стремится ли с ними общаться?

Желание вступать в контакт

Реакция на детей

Легкая адаптация: ребенок инициативен, контактен, у него много друзей, с удовольствием общается с другими детьми.

Средняя адаптация: ребенок замкнут, для контактов требуется помощь взрослого.

Тяжелая адаптация: ребенок не общается с другими детьми или проявляет агрессию, мешает другим детям играть

Социальные контакт со взрослыми

Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми или стремится уйти от общения?

Желание вступать в контакт

Реакция на замечания взрослого

Легкая адаптация: ребенок инициативен, контактен, адекватно реагирует на замечания

Средняя адаптация: вступает в контакт по инициативе взрослого, на замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать правила и нормы поведения

Тяжелая адаптация: в контакт вступать не хочет, замечания или похвала оставляют ребенка безучастным или он пугается и убегает

Познавательная и игровая деятельность

Проявляет ли ребенок интерес к играм и совместной деятельности?

Активно ли ребенок участвует в играх?

Участие ребенка в играх и совместной деятельности

Легкая адаптация: проявляет активность и интерес к играм и совместной деятельности.

Средняя адаптация: проявляет активность при поддержке взрослого, интерес эпизодический.

Тяжелая адаптация: пассивен, не хочет принимать участие в играх и совместной деятельности.

Особенности соблюдения режима

Какой у ребенка аппетит?

Быстро ли ребенок засыпает и как он спит?

Наличие аппетита

Сон

Легкая адаптация: сон спокойный и глубокий, ребенок засыпает быстро, хороший аппетит, ест с удовольствием.

Средняя адаптация: ребенок засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго, аппетит выборочный, но насыщенный.

Тяжелая адаптация: сон отсутствует или засыпает с плачем, беспокоен во сне; ребенок испытывает отвращение к еде, ест долго и неохотно.

На втором этапе констатирующего эксперимента проводилось изучение уровня педагогической компетенции родителей.

Для оценки уровня педагогической компетенции родителей нами были использованы следующие методы:

  1. Анкетирование родителей (авторская разработка). Анкета представлена в Приложении 1.

Для оценки аксиологического компонента были использованы вопросы, направленные на выявление системы ценностных ориентаций родителей по отношению к ребенку:

- Как Вы считаете, кто должен заниматься воспитанием детей?

(родители и педагоги – 2 балла, родители – 1 балл, для этого есть педагоги и воспитатели – 0 баллов)

- Отказываетесь ли Вы от своих планов ради ребенка (например, поехать отдыхать самостоятельно, поздно вечером пойти в гости и т.п.)?

(да, конечно – 2 балла, иногда приходится – 1 балл, нет, мы тоже должны отдыхать – 0 баллов)

Для оценки технологического компонента (оценки знаний, умений и навыков организации взаимодействия, проектирования совместной деятельности с ребенком) были использованы следующие вопросы:

- Знаете ли Вы, как проходит процесс привыкания детей к детском саду?

(да, я читал специальную литературу, консультировался с воспитателями – 2 балла, примерно знаю – 1 балл, это должно касаться воспитателей – 0 баллов).

- Единодушны ли члены семьи в выражении поощрений, наказаний, запрещений, разрешений?

(да, всегда – 2 балла, почти всегда – 1 балл, никогда или редко – 0 баллов)

- Как ребенок относится к режимным процессам (укладывание на сон, кормление, одевание, туалет):

(хорошо – 2 балла, спокойно – 1 балл, отрицательно – 0 баллов).

Для оценки личностно-творческого компонента были использованы вопросы, направленные на оценку развития мотивационной способность родителей самостоятельно создавать событийную общность:

- Играете ли вы вместе с ребенком?

(да, постоянно – 2 балла, очень редко, не получается из-за работы – 1 балл, нет, у меня нет на это времени – 0 баллов)

- Учите ли ребенка осуществлять действия с предметами? Объясняете, как надо что-то сделать?

(да, постоянно – 2 балла, очень редко, не получается из-за работы – 1 балл, нет, у меня нет на это времени – 0 баллов)

По результатам анкетирования выделяются следующие уровни развития педагогической компетенции родителей:

11-14 баллов – высокий уровень,

6-10 баллов – средний уровень

0-5 баллов – низкий уровень.

  1. Карта самоанализа родителей (авторская разработка)

Структура педагогической компетентности родителей включает в себя следующие компоненты, оценка которых производится с помощью карты самоанализа, предлагаемой родителей и позволяющей в соответствии с балльной системой выявить уровень сформированности педагогической компетенции.

  1. Аксиологический – система ценностных ориентаций родителей, его позиция «Я-родитель», исходя из которой он определяет отношение к ребенку.

  2. Технологический – знания, умения и навыки организации взаимодействия, проектирования совместной деятельности с ребенком, реализации процессов отождествления и обособления его в событии.

  3. Личностно-творческий – развитие мотивированной способности родителей самостоятельно создавать событийную общность, исходя из условий конкретной семьи.

Оценка полученных данных осуществляется с помощью следующих критериев, составляющих основу характеристики каждого уровня:

Аксиологический компонент:

- родители принимают ответственность на себя за воспитание ребенка (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- ограничивают собственные интересы ради ребенка (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- обнаруживают эмоциональную близость с ребенком (любят, понимают, принимают) (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- проявляют толерантность по отношению к ребенку в различных ситуациях (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- рефлексируют и оценивают свое отношение к ребенку и характер взаимодействия с ним (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

Технологический компонент:

- знают основные закономерности развития детей младшего дошкольного возраста (потребность в самостоятельности, признании и сотрудничестве со взрослым, развитие самосознания («Я сам»), развитие активной речи, формирование способов действия с предметами, конкретные умения ребенка) (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- знают индивидуальные проявления своего ребенка (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- знают источники информации о воспитании ребенка (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

Личностно-творческий компонент:

- проявляют сотрудничество с ребенком в процессе предметной деятельности (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- умеют показать и объяснить способ действия с предметом (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- удовлетворяют потребность в самостоятельности и признании достижений ребенка (да - 1 балл, нет – 0 баллов);

- умеют создавать предметно-развивающую среду для ребенка младшего дошкольного возраста (да - 1 балл, нет – 0 баллов).

На основе выделенных критериев в результате диагностики педагогической компетенции родителей были выделены следующие уровни:

Высокий уровень (9-12 баллов). Родители принимают на себя ответственность за воспитание и развитие ребенка, поступаются собственными планами и интересами ради него в любых ситуациях, проявляют эмоциональную близость с ребенком, принимают ребенка в разных его проявлениях, толерантны по отношению к своему ребенку; умеют анализировать и оценивать свое отношение к ребенку и характер взаимодействия с ним, готовы повышать уровень своей компетенции в воспитании и развитии ребенка младшего дошкольного возраста, знают возрастные особенности детей младшего дошкольного развития и закономерности их развития, знают индивидуальные проявления своего ребенка, знают разные источники педагогической информации, проявляют сотрудничество с ребенком в общении и взаимодействии с ним в процессе предметной деятельности, предоставляют самостоятельность, умеют правильно и доступно объяснить способ действия с игрушкой, предметом, способны оказать ему помощь и поддержку в трудных ситуациях, применяют разные способы и приемы взаимодействия с ребенком, удовлетворяют потребность ребенком в признании его достижений, умеют создавать предметно-развивающую среду.

Средний уровень (5-8 баллов). Родители не берут полную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, делегируют ее детскому саду, не всегда принимают во внимание интересы ребенка, обнаруживают любовь к ребенку, но не всегда принимают его таким, какой он есть, не всегда толерантны по отношению к ребенку; затрудняются в анализе и оценке своего взаимодействия с ребенком, обнаруживают желание повышать уровень своей осведомленности об особенностях ребенка младшего дошкольного возраста и путях его развития, имеют некоторые представления о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка, мало знают источников информации о воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, не всегда последовательны во взаимоотношениях с ребенком, наряду с демократическими, проявляют авторитарные стереотипные способы воспитания, затрудняются в применении адекватных способов поддержки и помощи ребенку в какой-либо ситуации, не всегда замечают достоинства и достижения ребенка, испытывают трудности в создании развивающей среды для ребенка младшего дошкольного возраста, не всегда способны правильно показать и объяснить ребенку способы действия с предметом и игрушкой.

Низкий уровень (0-4 балла). Родители не принимают ответственность за воспитание и развитие ребенка на себя, полностью возлагают воспитание и развитие ребенка на педагогов детского сада, ставят на первое место удовлетворение своих потребностей и интересов, обнаруживают эмоциональную дистанцию с малышом, не принимают его, часто проявляют нетерпимость в отношениях с ребенком, осознают свое отношение к нему и характер своего взаимодействия с ним, не испытывают желания самосовершенствоваться в вопросах воспитания и развития ребенка, не знают возрастных закономерностей развития детей младшего дошкольного возраста и индивидуальных особенностей своего ребенка, не знают или знают отдельные источники информации о воспитании и развитии детей, придерживаются игнорирующих и директивных способов взаимодействия с ребенком, часто непоследовательны во взаимоотношениях с ним, не верят в возможности ребенка, не умеют правильно показать и объяснить способ действия с игрушкой или предметом, не способны оказать ребенку эмоционально-психологическую помощь и поддержку, не умеют строить развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста.

На третьем этапе констатирующего эксперимента нами были изучены созданные условия, созданные для адаптации детей к детскому саду. Для этого были использованы следующие методы:

  1. Анализ планов дошкольного образовательного учреждения.

  2. Анкетирование воспитателей (авторская разработка).

  3. Анкетирование родителей (авторская разработка)

При проведении анализа планов работы дошкольного образовательного учреждения были использованы следующие критерии:

- актуальность проводимых мероприятий по взаимодействию с родителями на этапе адаптации детей к детскому саду;

- направленность мероприятий по взаимодействию с родителями на успешную адаптацию детей к детскому саду;

- наличие четко сформулированных планов мероприятий по работе с родителями в период адаптации детей;

- оптимальность выбора форм работы с родителями;

- системность, выстроенность мероприятий по взаимодействию с родителями;

- разнообразие предлагаемых мероприятий по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду;

- достаточность проводимых мероприятий в период адаптации детей к детскому саду;

- соответствие предложенных мероприятий потребностям родителей;

- направленность предлагаемых мероприятий на повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- наличие среди педагогов ответственных за проведение мероприятий по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Характеристика уровней организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей к детскому саду:

- Высокий уровень: в дошкольном образовательном учреждении проводится планомерная работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду, что находит отражение в планах работы. Предлагаемая тематика мероприятий является актуальной, направлена на решение задач успешной адаптации детей к детскому саду. Мероприятия по взаимодействию с родителями носят системный характер, по форме организации они разнообразны. Прослеживается постоянное участие всех педагогов дошкольного образовательного учреждения. Предусмотрены различные методы включения родителей в работу по успешной адаптации детей в детском саду (дискуссия, деловые игры, мозговой штурм, тренинги).

- Достаточный уровень характеризуется следующими показателями: в дошкольном образовательном учреждении проводится планомерная работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к детскому саду, что находит отражение в планах работы. В плане работы отражаются запланированные мероприятия, но они частично соответствуют задачам по реализации успешной адаптации детей к детскому саду, хотя и являются актуальными. По форме организации проводятся разнообразные мероприятия по взаимодействию с родителями, но они не отвечают решению поставленных задач. Организация работы по подготовке и проведению мероприятий по взаимодействию с родителями предусматривает различные методы включения родителей и развития их педагогической компетенции (дискуссия, деловые игры, мозговой штурм, тренинги).

- Низкий уровень характеризуется следующими показателями: в дошкольном образовательном учреждении не проводится планомерная работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Представленные темы мероприятий носят бессистемный характер, не связаны с задачами по успешной адаптации детей. По формулировкам они являются неконкретными, широкими, не раскрывают направленность на решение определенных задач деятельности образовательного учреждения. По форме организации проводятся единообразные мероприятия (традиционные формы – родительские собрания), не отвечающие поставленным задачам. Методы включения родителей в работу по успешной адаптации детей к детскому саду не предусмотрены. Формирование педагогической компетенции родителей не производится.

Анкета для воспитателей была разработана автором работы на основе научно-методической литературы (Приложение 2). Вопросы анкеты были направлены на выявление частоты и целесообразности включения родителей в деятельность детского сада по успешной адаптации детей и развития их педагогической компетенции.

Для обработки результатов были выделены следующие критерии:

- информированность воспитателей о современных методах взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей к детскому саду;

- умение применять наиболее оптимальные, разнообразные и адекватные задачам методы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к детскому саду;

- соответствие применяемых методов взаимодействия с родителями, выбранной форме мероприятия;

- умение взаимодействовать с родителями в процессе адаптации детей к условиям детского сада.

В основу анализа разработанной автором анкеты для родителей, направленной на выявление уровня взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей к детскому саду (Приложение 2), положены следующие критерии:

- удовлетворенность родителей существующей в дошкольном образовательном учреждении организацией работы адаптации детей к условиям детского сада;

- степень участия родителей в работе по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения;

- методы включения, используемые в дошкольном образовательном учреждении при подготовке и проведении мероприятий по взаимодействию с родителями (беседа, дискуссия, диалог, обучение практическим умениям, демонстрация видеоматериалов, имитация конкретной ситуации, игровое моделирование и т.п.);

- разнообразие, оптимальность и обоснованность выбора педагогами методов включения родителей и развития их педагогической компетенции в процессе адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Характеристика уровней использования педагогами методов включения родителей и развития их педагогической компетенции в процессе адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении:

- Высокий уровень: выбранные методы включения и развития педагогической компетенции родителей (вопросы, решение педагогических ситуаций, метод кейсов и т.п.) соответствуют решаемым общим и частным задачам успешной адаптации детей в детском саду. Педагогами используются разные методы развития педагогической компетенции родителей (демонстрация видеоматериалов, обучение педагогическим умениям, имитация конкретной ситуации, дискуссии), позволяющие включить родителей в процесс организации успешной адаптации детей в детском саду. Родители видят свою значимость участия в процессе адаптации детей в детском саду. Родители удовлетворены существующей в дошкольном образовательном учреждении системой организации работы по взаимодействию с родителями.

- Средний уровень: выбранные методы развития педагогической компетенции родителей (вопросы, решение педагогических ситуаций, метод-кейсов и т.п.) не всегда соответствуют решаемым общим и частным задачам организации адаптации детей в детском саду. Педагоги используют разнообразные методы организации работы с родителями, но они в основном соответствуют информационным и обучающим задачам мероприятий (демонстрация видеоматериалов, имитация конкретной задачи, обучение практическим умениям, дискуссии). Педагоги в своей работе не используют методы включения родителей, соответствующие задачам успешной адаптации детей в детском саду. Родители включаются в процесс работы по организации адаптации детей к детскому саду эпизодически. Часть родителей удовлетворена существующей в дошкольном образовательном учреждении системой работы по взаимодействию с родителями;

- Низкий уровень: выбранные методы не способствуют включению родителей в работу по организации процесса адаптации детей в детском саду, поскольку являются однообразными (родительские собрания) и не соответствуют задачам организации работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении (управленческим, обучающим, информационным и т.п.). Родители занимают пассивную позицию в процессе адаптации детей к детскому саду. К существующей системе работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении отношение неопределенное. Свое участие в процессе работы по адаптации детей в детском саду родители считают формальностью.

Анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в следующем параграфе.