5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
Звуковая энергия от источника шума, распространяющаяся по воздушной среде, при встрече с преградой в виде строительных и металлических конструкций делится на три составляющие отраженную, поглощенную и прошедшую.
Звукоизолирующая способность преграды оценивается коэффициентом звукопроницаемости, представляющем собой отношение прошедшей к подающей энергии и зависит от поверхностного веса конструкции, частоты звуковых колебаний и направления падения звуковой волны.
Оценка звукоизоляции преграды (стены, перегородки, экрана, кожуха и др.) производится расчетным или экспериментальным методом. При экспериментальной оценке производится измерение шума до и после преграды и по разности определяется величина звукоизолирующей способности ограждения.
При расчетных методах используются эмпирические зависимости, учитывающие особенности конструкций однослойные (толстостенные и тонкостенные) и многослойные.
Звукоизоляция ограждений определяется по средней величине звукоизолирующей способности или по частотным диапазонам в октавных полосах. Средняя величина звукоизоляции в дБ, однослойных тонкостенных и толстостенных конструкций в зависимости от поверхностного веса Q, определяется по формулам:
при Q < 200 кг/м2, (5.9)
при Q ≥ 200 кг/м2. (5.10)
Звукоизолирующая способность по закону массы по частотному диапазону ориентировочно определяется по следующей зависимости
, (5.11)
где Q – поверхностный вес конструкции, кг/м2,
f – частота колебаний, Гц.
Для многослойных конструкций звукоизоляции определяется по формуле:
, (5.12)
где Q1, Q2, Q3 – поверхностный вес отдельных слоев перегородок, кг/м2.
Для оценки звукоизоляции ограждений с точностью ±3...5 дБ в октавных полосах частот, вначале определяется звукоизолирующая способность ограждения в октавной полосе частот 500 Гц по формуле (5.11), а затем на графике или по таблице рассчитываются линии роста ниже и выше данной полосы в зависимости от поверхностного веса конструкции.
Для толстостенных конструкций (бетон, кирпич и др.) с поверхностным весом Q ≥ 200 кг/м2 рост звукоизоляции составляет до 500 Гц и выше до 2000 Гц 4 дБ/окт, а затем звукоизоляция не увеличивается в октавах 4000 и 8000 Гц (рис. 5.1, линия 1). Для тонкостенных конструкций с Q < 200 кг/м2 (стеклянные окна и металлические перегородки) рост звукоизоляции до частоты 500 Гц составляет 4 и 5 дБ/окт., а в октавах свыше 500 Гц – 2 дБ/окт. (рис. 5.1, линия 2, 3).
При наличии окон в стене общая звукоизоляция определяется по следующей формуле:
(5.12.а)
где Rст, Rок, Sст, Sок – звукоизоляция и площадь стен и окон соответственно, дБ и м2;
Рис. 5.1. Расчетные частотные характеристики звукоизоляции однослойных конструкций: 1 – толстостенные, бетон и железобетон; 2 – тонкостенные, стеклянные; 3 – тонкостенные, металлические
Расчет звукоизоляции ограждений помещений выполняется в следующей последовательности:
1. По варианту задания (Приложение А.5) определяется звукоизоляция на частоте 500 Гц по формуле (5.11);
2. Определяется величина звукоизоляции в октавных полосах частот для основной стены и окна с учетом роста относительно октавной полосы 500 Гц (рис. 5.1);
3. Определяется общая звукоизоляция ограждения с учетом звукоизоляции окон по формуле (5.12а)
4. Результаты расчета звукоизоляции стен и окон приводятся в виде табл. 5.3.
Таблица 5.3
Расчет звукоизоляции стены и окон
R, дБ | Октавные полосы частот, Гц | ||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |
Rст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Практикум по «охране труда на промышленном и магистральном железнодорожном транспорте» учебное пособие
- Введение
- Раздел 1 расчет и проектирование рабочих мест обслуживающего персонала транспортных служб
- 1.1. Общие положения
- Рекомендуемые размеры площадей помещений обслуживающего персонала на транспорте
- Средние величины основных антропометрических показателей и их применение в эргономике
- 1.2. Измерение параметров рабочего места оператора
- 1.3. Оценка результатов измерений
- Результаты измерений личностных величин
- 1.4. Выводы по оценке антропометрических параметров операторов
- 1.5. Определение основных параметров рабочего места оператора
- 1.6. Выводы по рабочему месту оператора
- 1.7. Контрольные вопросы
- 1.8 Литература
- Раздел 2. Анализ травматизма, заболеваемости и расчет компенсации ущерба пострадавшему от несчастного случая на производстве
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Методы анализа и оценки производственного травматизма
- 2.3. Оценка величины компенсационных выплат (ущерба) пострадавшему в результате несчастного случая
- Размеры выплат единовременного пособия на семью и иждивенцев
- 2.4. Контрольные вопросы
- 2.5. Литература
- Раздел 3 расчет систем вентиляции, отопления и кондиционирования в помещениях транспортных служб
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Расчет вентиляции помещений
- 3.2.1. Виды вентиляции на производстве
- 3.2.2. Определение необходимого воздухообмена в производственных и служебных помещениях транспортных служб
- 3.2.3. Подбор вентилятора
- Характеристики вентиляторов для установки на предприятиях и службах ж.Д. Транспорта
- 3.3. Расчет отопления помещений
- 3.3.1. Системы отопления производственных помещений
- 3.3.2. Определение тепловой мощности системы отопления
- Коэффициенты теплопередачи ограждений производственных помещений и транспортных служб
- 3.3.3. Расчет количества калориферов
- Технические характеристики одноходовых калориферов типа кфс, кфб
- 3.3.4. Электрические калориферы
- Электрокалориферы промышленного типа
- Бытовые электрокалориферы
- 3.4. Расчет кондиционирования воздуха
- 3.4.1. Виды кондиционеров
- 3.4.2. Расчет системы кондиционирования воздуха
- Технические данные кондиционера
- 3.5. Контрольные вопросы
- 3.6. Литература
- Раздел 4 расчет освещения помещений и открытых территорий на транспорте
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Нормирование освещения на транспорте
- Нормы искусственного и естественного освещения производственных помещений транспортных предприятий
- Нормы искусственного освещения открытых территорий,
- 4.3. Расчет естественного освещения производственных и служебных помещений транспортных служб
- 4.4 Расчёт общего искусственного освещения закрытых производственных и служебных помещений
- А ) вид сверху; б) вид в разрезе
- Эксплуатационные группы различных типов
- 4.5. Расчёт местного искусственного освещения рабочих мест
- Значения коэффициентов использования светового потока
- Характеристики ламп накаливания
- Светораспределение светильников,
- 4.6. Расчет освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Минимально допустимая высота установки прожектора и светильников прожекторного типа
- 4.7. Контрольные вопросы
- 4.8. Литература
- Варианты заданий по проектированию естественного
- Приложение б.4 Варианты заданий по расчету освещения открытых территорий и транспортных сооружений
- Раздел 5 проектные решения по защите от шума в помещениях производственного персонала на транспорте
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Классификация и нормирование производственного шума
- 5.3. Расчет снижения шума в помещениях методом звукоизоляции
- 5.4. Расчет снижения шума в помещении звукопоглощающими облицовками
- 5.5. Расчет величины транспортного шума в городской зоне и оценка мероприятий по его уменьшению
- 5.6. Контрольные вопросы
- 5.7. Литература
- Варианты задания по расчету звукоизолирующей способности
- Исходные данные для выполнения расчета звукопоглощающей
- Транспортного шума в служебных помещениях
- Раздел 6 проектные решения по виброизоляции оборудования на транспорте
- 6.1 Общие положения
- 6.2. Нормирование предельно-допустимых уровней вибраций
- 6.3. Проектные решения по виброизоляции механизмов и оборудования
- Основные технические характеристики пружинных вибраторов
- Основные характеристики эластичных материалов
- 6.4. Контрольные вопросы
- 6.5. Литература
- Варианты заданий к расчету виброизоляции силового и вспомогательного оборудования на транспортных средствах
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрооборудования средств механизации на транспорте
- 7.1. Общие положения по электробезопасности и методам защиты от поражения электрическим током
- И зануления в трехфазных сетях:
- 7.2. Особенности устройства защитного заземления
- Заземлителя; t0, t – глубина заделки заземлителя в грунт и расстояния до середины заземлителя; l3 – длина соединительной полосы заземлителей.
- 7.3.Методика расчета защитного заземления
- Схемы заземлителей и расчетные зависимости для определения
- Коэффициент использования вертикальных заземлителей, η3
- Схемы соединительных полос и расчетные зависимости для определения сопротивления Rn
- Коэффициент использования соединительной полосы, ηп
- 7.4. Контрольные вопросы
- 7.5. Литература
- Варианты задания по расчету защитного заземления средств механизации на транспорте
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте
- 8.1. Общие положения
- 8.2. Методы и средства тушения пожаров на транспорте
- 8.3. Определение расходы воды на внутреннее пожаротушение
- 8.4. Расчет автоматической установки газового пожаротушения
- 8.5. Заключение
- 8.6. Контрольные вопросы
- 8.7. Литература
- Раздел 9. Молниезащита зданий и сооружений на транспорте
- 9.1. Общие положения
- 9.2. Оценка эффективности молниезащиты
- А) стержневого одиночного; б) тросового; в) двойного стержневого: 1 – граница зоны а на уровне здания; 2 – граница зоны б на уровне земли.
- 9.3. Порядок расчета молниеотвода
- 9.4. Контрольные вопросы
- 9.5. Литература
- Варианты заданий к оценке и расчету молниезащиты
- Содержание
- Раздел 1. Расчет и проектирование рабочих мест
- Раздел 3. Расчет вентиляции, отопления и кондициони-рования в помещениях транспортных средств 28
- Раздел 4. Расчет освещения помещений и открытых
- Раздел 6. Проектное решение по виброизоляции
- Раздел 7. Расчет защитного заземления электрообо-
- Раздел 8. Пожарная защита на транспорте 110
- Раздел 9. Молниезщита зданий и сооружений на