logo search
Темы 14-16 тактика

3.1. Подготовка аварийно-спасательных формирований

а). Подготовка спасателей.

Залогом успешного решения задач по ликвидации ЧС природного и техногенного характера аварийно-спасательными формированиями является высокий уровень профессио­нального мастерства спасателей, который складывается из многих факторов, в том числе из про­фессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка спасателей организуется и проводит­ся в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151- ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и ста­тусе спасателей», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказа­ми, распоряжениями и указаниями МЧС России, Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России и других нормативно-правовых документов.

Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и под­держания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации по­следствий ЧС природного и техногенного характера в системе МЧС России разработана мно­гоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу поло­жен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальная (ба­зовая) профессиональная подготовка и общая (непрерывная) специальная подготовка.

Первоначальная профессиональная подготовка спасателей, ава­рийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и Программой пер­воначальной подготовки спасателей МЧС России.

Первоначальная профессиональная подготовка спасателей на базе среднего общего, среднего и выс­шего профессионального образования с последующим представлением их в соответствующую аттестационную комиссию проводится в два этапа: обучение в составе АСФ и обучение в образовательных учреждениях.

Обучение в составе АСФ граждан, впервые принятых на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность.

Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником АСФ с учетом времени испытательного срока, установленного для лиц, приня­тых на работу в АСФ. При планировании первоначальной подготовки в АСФ разрабатыва­ется план первоначальной подготовки спасателей.

Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами.

Содержание обучения определяется тематическим расчетом часов Програм­мы первоначальной подготовки спасателей и расписанием занятий.

Начальник АСФ в течение всего срока осуществляет организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением.

Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведет­ся в журнале учета посещаемости и выполнения программы обучения.

Необходимо учитывать, что в период прохождения первоначального обучения принятый на работу, но не аттестованный в установлен­ном порядке спасатель, только состоит в должности спасателя. Его запрещается включать в состав дежурной смены и допускать к проведе­нию аварий­но-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью. Фактическое приобретение статуса спа­сателя осуществляется только после его аттестации.

Подготовка спасателей на этапе обучения в составе АСФ проводится под руководством начальника этого формирования. Для обучения спасателей могут при­влекаться инструкторы, а также спасатели не ниже 2 класса. Занятия проводятся два дня в неделю по шесть часов. В дни занятий отводится два часа для самосто­ятельной работы.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и об­служивание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного ин­струмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаря­жения (альпинистского, водолазного).

К обслуживанию и работе с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и электроустановками обучаемый допускается пос­ле сдачи зачета.

Обучение спасателей в образовательных учреждениях организуется и прово­дится в учебно-методических центрах ГОЧС субъектов Российской Федерации или иных учебных заведениях на договор­ной основе.

По окончании обучения в общеобразовательном учреждении обучаемые сдают зачеты.

Оценки результатов подготовки в образовательном учреждении и в составе АСФ, характеристика, данная начальником АСФ, где обучаемый про­ходил испытательный срок (принят на работу), а также другие документы согласно утвержденному перечню предоставляются в аттестационную комиссию.

При положительном решении аттестационной комиссии и присвоении квали­фикации «спасатель» гражданин допускается к самостоятельному исполнению дол­жностных обязанностей приказом соответствующего начальника.

Общая (непрерывная) профессиональная подготовка спасателей организовывается и проводится в соответст­вии со Сборником программ повышения квалификации спасателей МЧС России по общей и специальной тематике.

Непосредственно профессиональную подготовку спасателей организует началь­ник АСФ. Она проводится в составе дежур­ных смен в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе АСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов.

К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2-го класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поис­ково-спасательных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля.

Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток де­журства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.

Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения упражнений и нормативов отводится два часа для самостоятельной работы.

Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь - май, июль - ноябрь. Время между учебными периодами используется для подготовки, развития и совер­шенствования учебной материально-технической базы (УМТБ) и проведения необходимых работ по обустройству мест расположения АСФ.

Занятия не проводятся в дни государственных, национальных и ведомственных праздников.

Практические занятия по водной, горной, десантной и другим видам подготовки планируются и проводятся в период учебно-тренировочных сборов в каждом полугодии.

Профессиональная подготовка спасателей и других специалистов аварийно-спасательных формирований, выполнение должностных обязанностей которых требует спе­циальной подготовки с выдачей соответствующих документов (водолазы, газоспасатели, водители маломерных судов и др.), проводится в соответствующих лицензированных обра­зовательных учреждениях начального профессионального образования на договорной основе.

По окончании учебного периода у спасателей принимаются зачеты по основным дис­циплинам специальной подготовки, а также нормативы по физической подготовке с обяза­тельным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации.

При проведении занятий основное внимание обращается на выработку твердых практи­ческих навыков и умений по предметам обучения и обязательному соблюдению правил и мер безопасности в сложных и особо опасных условиях.

На учениях и в ходе реальных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатываются вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формирова­ниями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

При планировании профессиональной подготовки в АСФ разрабатываются:

план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года;

план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения);

план-график проведения учебно-тренировочных сборов, учений, соревнований;

годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения;

тематический план и расписание занятий на месяц.

С учетом особенностей регионов, дислокации АСФ и возложенных на них задач предоставлено право:

руководителям органов управления по делам ГОЧС уточ­нять количество учебных часов на изучение тем по предметам обучения без изменения общего количества часов;

начальникам АСФ уточнять время и содержание отдельных занятий.

Руководители органов управлений по делам ГОЧС осуществляют организацион­ное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организу­ют контроль его проведения.

Повышение квалификации спасателей 3,2,1 и международного класса проводится в Российском центре подготовки спасателей (РЦПС), а также в лицензированных профессиональных образовательных учреждениях по требуемой специализации на договорной основе.

Аттестация спасателей проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г. № 1479 «Об аттеста­ции аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

За основу при аттестации берется уровень профессиональной подготовленности спасателей, который обусловлен клас­сификационными характеристиками на работников спасательной службы:

«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя пер­вого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свиде­тельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасатель­ных работах за рубежом или в команде, занявшей первое третье места на междуна­родных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западно­европейских языков.

«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не ме­нее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отве­чать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специ­альное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликви­дации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть дву­мя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальнос­тей спасателя.

«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.

б). Подготовка руководителей аварийно-спасательных служб.

Подготовка руководителей аварийно-спасательных формирований направлена на выработку организаторских и методических навыков по проведению комплекса меро­приятий по организации деятельности подчиненных им формирований во всех режимах функционирования РСЧС и степенях готовности гражданской обороны и руководству ими при ликвидации ЧС.

Основными формами подготовки руководителей АСФ являются участие в различного вида учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реальные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Повышение квалификации руководителей аварийно-спасательных формирова­ний проводится:

в Академии гражданской зашиты МЧС России по специальности «Оперативное управление ведени­ем спасательных работ»;

в учебно-методических центрах субъектов Российской Федерации или иных лицензированных образовательных учреждениях на договорной основе.