logo
Аварии и катастрофы на транспорте

6) Дополнительный материал: «Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности»

«ТИТАНИК»… Наверное, нет на сегодняшний день человека, который бы не знал имя этого грандиозного лайнера и его трагическую историю - кораблекрушение в первое же плавании. Само слово «Титаник» стало символом величайшей катастрофы на море. Этим именем не было названо больше ни одно из построенных с тех пор судов, да и вряд ли будет названо…

Возникает вопрос: почему же люди, вот уже почти столетие, помнят об этой страшной трагедии, до сих пор стараются отыскать ответы на волнующие их вопросы: почему корабль затонул, сколько людей спаслось, что правда, а что вымысел в одноименном фильме режиссера Джеймса Камерона и многие другие вопросы. Итак, постараемся ответить на некоторые из этих вопросов, а также рассказать некоторые подробности, которые рассказали выжившие после долгих лет молчания.

Прежде всего, надо отметить то, что «Титаник» в начале 20 века не являлся единственным быстроходным лайнером, поражающим своими размерами. Флотилию трансатлантических скороходов в Атлантике возглавляли два легендарных лайнера «Мавритания» и «Лузитания» компании «Кунард-Лайн». Однако фирма «Уайт Стар» решила перещеголять своих конкурентов не скоростью, а роскошью и удобством. Однако чем же так поражал «Титаник»?

Конечно, он подавлял своей грандиозностью. По свидетельству очевидца, «все было кошмарных размеров: руль его был величиной с огромный вяз, винты выглядели как ветряные мельницы». Длина судна равнялась длине двух с половиной футбольных полей, высота - высоте 11-этажного дома. В первый рейс взяли столько еды и напитков, что этого бы хватило населению небольшого города на несколько месяцев. В прессе пароход называли «чудо-корабль» и «непотопляемый корабль».

И действительно, трудно было себе представить более безопасное судно. По всей длине корпуса было предусмотрено двойное дно, так что если бы в днище появилась пробоина, вода все равно не смогла бы подняться внутрь корпуса. Сам корпус был разделен поперечными переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Были приняты все меры пожарной безопасности: в случае появления в каком-то помещении пожара, в него автоматически подавался углекислый газ, который ликвидировал пламя без участия человека. На случай бедствия на лайнере имелась радиоаппаратура, которая передавала сигналы на огромные расстояния. «Титаник» имел одиннадцать палуб, соединенных между собой девятью электрическими лифтами. Высота от воды до шлюпочной палубы составляла 18,5 метра. Диаметр дымовых труб - 7,3 метра.

Но судно не было на самом деле столь неуязвимым! В корму от четвертого котельного отделения водонепроницаемые переборки были доведены только до нижней палубы, так что в случае появления пробоины выше этой палубы непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась. Однако именно в силу слепой веры в непотопляемость лайнера спасательные шлюпки были рассчитаны всего на одну треть всех пассажиров.

Итак, 10 апреля 1912 года «Титаник» вышел из Саутгемптона и взял курс на Нью-Йорк. И где-то примерно в это же время на западном побережье Гренландии с грохотом оторвался огромный айсберг и двинулся в южном направлении. Каковы были размеры того рокового айсберга можно только судить по следующим примерам. В 1956 году был зарегистрирован айсберг 97*335 км, то есть по площади он был чуть меньше Молдавии и чуть больше Армении!

Но никто из пассажиров и думать не хотел о предстоящей опасности. На борту лайнера собралось небывалое количество миллионеров - 57! Среди них Джон Астор, капитал которого оценивался в 150 миллионов долларов, за свои деньги он мог купить 20 таких «Титаников». (Кстати, когда в воде нашли его мертвое тело с головой, размозженной обрушившейся в море трубой, его опознали по огромному бриллианту и по 4000 $ в кармане).

Вообще за свои каюты богачи уплатили по 4350 $. По ценам 1912 года это был целый капитал (к примеру, радист на этом пароходе получал 20 $ в месяц, то есть ему надо бы было работать на билет 15 -20 лет!!!).

Итак, стрелки часов приближались к 23 часам 40 минутам. Заканчивалось воскресенье, 14 апреля 1912 года. «Титаник» шел со скоростью 22,5 узла. Внезапно впередсмотрящий Фредерик Флит впереди заметил большой черный предмет, который с каждой секундой становился все больше и больше. Тотчас же он ударил 3 раза в колокол и сообщил мостику: «Айсберг прямо по курсу!» В течение последующих 37 секунд Флит и Ли молча смотрели на приближение ледяной махины, а судно все не сворачивало. Но нос лайнера вдруг покатился влево, форштевень прошел мимо айсберга, который плавно проплыл вдоль правого борта и Флит подумал, что лайнер избежал смертельной опасности.

Тем временем в обеденном салоне первого класса на палубе D стюарды расставляли приборы на утро, которые внезапно задребезжали. У ночного пекаря Белфорда от толчка упали булочки, сложенные в противень. Многие пассажиры почувствовали толчок, только кому-то показалось, что это ударилась большая волна, кому-то, что началось землетрясение, например, Джон Исмей проснулся в испуге: судно обо что-то ударилось. А в каюту Джеймса Макгофа через иллюминатор посыпались куски льда.

В это время рулевой Хитченс переложил руль лево на борт, передал команду «Полный назад», нажал кнопку закрытия водонепроницаемых дверей, однако понял, что все действия произведены слишком поздно. В котельное отделение № 6 море вторглось каскадами, забурлило вокруг водопроводов и клапанов. В котельной №5 ситуация была не лучше. В этом отсеке тянулась почти метровая пробоина, куда хлестала вода.

Через несколько минут «Титаник» стал терять ход. Пассажиры стали спрашивать, в чем дело. Однако стюарды, сами толком ничего не зная, успокаивали, говоря, что остановились из-за айсберга, чтоб на него не наскочить, либо, что наскочили на небольшой кусочек льда. Многие пассажиры выходили посмотреть на куски льда, которые лежали на носовой палубе. А в курительном салоне кто-то попросил немного айсбергового льда для своего коктейля.

В 23-50 - через 10 минут после столкновения в третьем отсеке третьего класса у пассажиров ноги находились по щиколотку в воде.

Кочегар Харви велел Беретту остановить работу котлов, из котлов начал вырываться пар. Кочегар Кемиш вспоминал об этом так: «Гасить проклятые топки был кромешный ад, а не работа!»

В это время к капитану Смиту прибежал плотник Хатчинсон и, задыхаясь от бега, сказал: « Большая течь!»

Капитан позвал за Томасом Эндрюсом, директором-распорядителем компании, построившей «Титаник». Они стали быстро производить расчеты и пришли к выводу, что за первые десять минут везде, кроме котельного отделения №5, вода поднялась на 4 метра. Что это значило? Эндрюс объяснил, что корабль может оставаться на плаву при затоплении его любых двух из 16 водонепроницаемых отсеков и даже при затоплении любых трех из первых пяти отсеков. Но если вода затопит все пять первых отсеков, судно пойдет ко дну.

В 0 часов 5 минут капитан Смит приказал своему помощнику Уайлду расчехлить шлюпки, созвать пассажиров к месту сбора и раздать всем спасательные жилеты.

А сам отправился в радиорубку и приказал радистам Филлипсу и Брайду отправить сигнал бедствия CQD. Шесть раз уходили сигналы с корабля. Однако корабль «Калифорниэн», находившийся в десяти милях от «Титаника» не мог принять эти сигналы, так как уставший радист Эванс в 23-30 закончил свою работу и лег спать.

Тем временем на судне не было общей тревоги. Никаких колоколов и сирен. Но по всему «Титанику» люди были оповещены в основном от своих стюардов. В 0 часов 35 минут люди, не знали шутить ли им еще или сохранять серьезность. Особенно тяжело было справляться с пассажирами первого класса, многие не хотели надевать спасательный жилет. «Эта штука мне жмет»,- жаловался король цветной металлургии Гуггенхейм.

На шлюпочной палубе матросы начали готовить к спуску 16 деревянных шлюпок. Их было по 8 с каждого борта. А также были складные шлюпки. Вместе все спасательные средства могли вместить 1178 человек. На борту находилось в ту ночь 2207 человек.

Первая была спущена шлюпка №7 в 0 часов 45 минут. Многие еще не желали садиться в шлюпки: жены не желали оставлять своих мужей, а мужчины уговаривали женщин садиться. Александер Комптон-младший, сказал своей матери: «Не говори глупостей, мамочка! Ступай лучше с сестричкой в шлюпку, а я позабочусь о себе сам!»

А не так далеко в 58 милях от «Титаника» шла «Карпатия». В 0-25 мин. Филлипс послал сигнал: « Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом». Тут у второго телеграфиста Брайда возникла идея: »Филлипс, пошли не CQD, а SOS, это новый сигнал и может тебе больше никогда не придется его посылать!» Так в 0 часов 45 мин. с «Титаника» впервые в истории был послан сигнал SOS.

В 0-45 была выпущена первая сигнальная ракета. Все на «Титанике» и без слов поняли, что корабль теперь нуждается в безотлагательной помощи. Люди перестали шутить и пытались как можно скорей сесть в шлюпки. В шлюпки садили первым делом пассажиров первого класса, детей и женщин. Одна за другой шлюпки спускались на воду: №6 в 0ч.55мин, №3 в 1 ровно, №8 в 1ч. 10 мин.

А в это время в помещениях третьего класса находились пассажиры, которые не имели даже возможности попасть на шлюпочную палубу. Только благодаря собственной находчивости люди выбирались наверх.

В 1-45 была спущена последняя шлюпка, и вода уже почти затопила котельную №4. Начались перебои с электричеством. В 1-45 вода дошла до машинных котлов. Вода вскоре стала покрывать верхнюю палубу, судно стало крениться на левый борт. Началась паника, находились мужчины, которые прыгали с разбегу в спускающиеся шлюпки, например Поль Може

Когда все шлюпки были спущены, странная тишина охватила «Титаник». Люди тихо стояли на верхних палубах. 2часа 15 мин мостик ушел под воду и носовая часть палубы стала медленно погружаться в воду. Некоторые люди успевали подняться наверх, а некоторые не успевали и поглощались водой. Старший кок Коллинз не мог предпринять никаких действий, когда его настигла волна. Его руки были заняты младенцем, которого он хотел отдать на шлюпку. И тут внезапно ребенка волной вырвало у него из рук.

Приглушенные удары и звон бьющейся посуды стал еще громче. Какой гром стоял в те минуты в океане! 29 паровых котлов, 800 ящиков орехов, 15 тыс. бутылок эля, якорные цепи по 80 кг, 30 тыс. свежих яиц, тонны угля, 5 роялей…

Когда наклон палубы стал еще круче, упала носовая труба «Титаника», раздавившая сотни людей. Люди барахтались в воде, цепляясь за обломки крушения и друг за друга. Эдвард Браун, у которого от холодной воды захватило дыхание, смутно вспоминал, как за его одежду кто-то цеплялся. Не люди, так само море истощало людей. Температура воды составляла -2 градуса, т.е. ниже точки замерзания пресной воды.

Корпус корабля погрузился в воду по третью дымовую трубу, три гребневых винта блестели даже в темноте. Затем ужасный грохот и - на дыбы встал под прямым углом к поверхности моря черный корпус. Прошло 2 минуты и корпус начал медленно скользить вниз, и вскоре над флагштоком «Титаника» сомкнулась вода. «Утонул, все кончилось»,- сказал кто-то в шлюпке №13. Было 2 часа 20 минут.

В шлюпке №1 леди Гордон саркастически заявила мисс Франкателли: «Утонул ваш миленький пеньюарчик!»

В ту апрельскую ночь многое утонуло вместе с тем пеньюаром. Кануло в небытие нечто большее, чем самый большой в мире лайнер с его грузом и 1502 жизнями.

Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям. Никто больше не будет верить в «непотопляемые суда». И айсберги не будут безнадзорно болтаться по морям. После гибели «Титаника» американское правительство организовало международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами. И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. «Титаник» был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Гибель «Титаника» положило конец практике, в соответствии с которой первыми эвакуировались пассажиры первого класса. В наибольшей степени гибель этого лайнера ознаменовала конец всеобщей самоуверенности человечества. Если это был урок, то весьма впечатляющий: с тех пор люди ни в чем больше не чувствовали уверенности.

Итак, ответим на наиболее волнующие вопросы.

1) Сколько человек погибло?

Некоторые источники называют цифру 1635, но наиболее достоверное-1503.

2) Правда, что оркестр продолжал исполнять музыку в момент кораблекрушения?

Да, это так. Оркестр исполнял сначала гимн « Ближе к тебе, о Господи», потом рэгтайм и в конце мелодию «Осени».

3)Возвращались ли шлюпки вновь спасти людей в воде?

Из 1600 человек, оставшихся в воде, лишь 13 человек были спасены. К месту катастрофы вернулась только одна шлюпка №14 из 18, находящихся поблизости.

4)Какое судно пришло первым на помощь?

В 4 утра судно «Карпатия» пришло на место, указанное радистом «Титаника» и не обнаружило никаких признаков жизни. Вскоре была подобрана первая шлюпка №2. В 8 утра 30 мин. была найдена последняя переполненная людьми шлюпка №12.

5)Когда был найден «Титаник»?

Долгое время общественность очень волновал вопрос, почему, несмотря на все старания, в течение многих десятилетий не могли найти останки парохода, хотя координаты его гибели были известны. Внезапно исследователи пришли к выводу, что сильное Лабрадорское течение сносило тонущий корабль назад и к югу, а поэтому искать его надо там, где «Карпатия» подобрала шлюпки.

1 сентября 1986 г в 2 часа ночи глубоководный аппарат Арго обнаружил «Титаник». С этого времени начались исследования на затонувшей легенде. Были сделаны сотни снимков.

В 1987 году состоялась значительная экспедиция. Погружение к «Титанику» совершила подводная лодка «Элвин», несущая на себе робота Джуниора. С помощью Джуниора удалось обследовать внутренние помещения. Что интересно, до сих пор на «Титанике» уцелела люстра из бронзы и хрусталя!

Всех членов экипажа «Элвин» волновало, не обнаружат ли они скелеты людей, но их не было. На судне много чего сохранилось: блюдца, сковородки, ботинки, вина, чемоданы, подносы, ванны, обогреватели. Сильное впечатление произвела фарфоровая голова куклы без волос. Спаслась ли девочка - хозяйка куклы или пошла ко дну, в отчаянии прижимая ее к груди?

Много волнений испытали исследователи, увидев несколько пар обуви. Левые и правые ботинки точно соответствовали друг другу, что создавало впечатление, что они находились на ногах людей.

На корме лайнера исследователи оставили пластину: «В память о тех, кто погиб на Титанике».

6) Удастся ли поднять «Титаник»?

В мире есть немало голов, которые требуют осуществить подъем «Титаника». Разрабатываются различные идеи и законопроекты. Например, идея влить в корпус 180.000 т расплавленного воска и создать подъемную силу или затопить два танкера, соединить их с лайнером, закачать в резервуары воздух и поднять. Однако все это остается на сегодняшний день только на бумаге. Корпус глубоко зарыт в ил и весит 50.000т, конструкции очень сильно ослаблены коррозией, так что если бы даже и удалось поднять корабль на поверхность, скорее всего он бы рассыпался на воздухе. Раньше говорили «непотопляемый Титаник», сегодня же это «неподнимаемый Титаник».

И в завершение ко всему хочется сказать, что гибель «Титаника» до сегодняшнего дня является поучительным уроком и предупреждением для проектировщиков, моряков, пассажиров. Она дала толчок развитию науки о непотопляемости, - науки, основы которой заложили адмирал С.О. Макаров, академик А.Н. Крылов и другие. Потребовалась такая встряска, как гибель крупнейшего в мире парохода с полутора тысячами жертв, чтобы убедить специалистов в том, что деление корпуса на отсеки должно основываться не на компромиссах между судовладельцами и конструкторами, а на математических расчетах. Были созданы международные правила, в которых сформулированы строгие требования, предъявляемые к непотопляемости.

В свое время адмирал российского флота Степан Осипович Макаров сказал фразу, навсегда вошедшую в исторические анналы: «Помни войну!»

Очень хотелось, чтобы каждому запала в сердце и другая истина, другой призыв: «ПОМНИ «ТИТАНИК»!

Заключение

Мы живем в эпоху небывалого технического прогресса. Современные суда поражают красотой, смелыми архитектурными решениями, сверхумными ЭВМ и аппаратурой спутниковой навигации.

И все-таки корабли продолжают гибнуть, потому что никакая вычислительная машина, сверхмудрый прибор не сможет заменить Человека, его мастерство судовождения.

К океану нельзя привыкнуть, его нельзя не бояться. Согласно подсчетам американских океанографов, на сегодняшний день на морском дне лежит не менее миллиона кораблей. По оценке специалистов, ежегодно море уносит примерно 200.000 человеческих жизней. Вот почему Человек должен помнить: СО СТИХИЕЙ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!!!

Используемая литература

1) С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак, В.Ф. Мурашко «Защита населения и объектов в Ч.С. Радиационная безопасность».

2) В.Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».

3) Э.А. Шершер «Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты».

4) У.Лорд «Последняя ночь «Титаника».

5) Лев Скрягин « Гибель «Титаника».

Размещено на Allbest