logo
Скорняков

2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте

В РФ железные дороги являются ведущим видом транспорта и по протяженности, по количеству перевозимых грузов, пассажиров занимают первое место среди других государств. Вместе с тем, из-за неисправностей железнодорожных путей, неподготовленности в техническом отношении подвижного состава, ошибок диспетчерских и путейных работников на железной дороге возникают аварии и катастрофы. Так как железнодорожный транспорт широко используется для перевозки взрывоопасных продуктов (твердые взрывчатые вещества, цистерны с бензином, нефтью и т.п.) и сильнодействующих ядовитых веществ (цистерны с хлором, аммиаком, кислотами и т.п.), аварии могут привести к очень тяжелым последствиям.

К основным причинам возникновения катастроф на железнодорожном транспорте следует отнести столкновения поездов, наезды на другие виды транспорта на переездах, сход подвижного состава с рельсов, наличие пожара, взрыва в подвижном составе и др.

Примером может служить одна из тяжелейших железнодорожных катастроф в Индии в 1981 г. От схода с рельсов подвижного состава рухнули с моста в реку 7 вагонов. Число погибших составило более 500 человек.

В РФ на железных дорогах в среднем за год происходит около двух десятков аварий, катастроф. В результате этих чрезвычайных ситуаций гибнут люди, возникают пожары, взрывы, что приводит к разрушениям путей, вагонов, локомотивов, зданий, уничтожению перевозимых грузов. Особо опасным для жизни считается выброс перевозимых сильнодействующих ядовитых веществ, что приводит к химическому заражению значительных территорий и вызывает поражение железнодорожных работников, населения ядовитыми жидкостями и газами.

Развитие современного гражданского пассажирского воздушного транспорта идет по пути увеличения высоты, скорости полета, грузоподъемности самолетов, вертолетов. Это привело к значительному усложнению авиационной техники, оснащению самолетов сложными навигационными системами управления взлетом, полетом, посадкой и росту психофизиологических нагрузок на экипаж, что уменьшает надежность систем. Работа происходит в экстремальных условиях: большая плотность воздушного потока, постоянная вибрация, резкие перепады давлений и температуры и т.п. Поэтому причин для возникновения аварийных ситуаций, например, из-за отказа или неисправности отдельных элементов, обледенения, молнии, недочетов в обеспечении полета и тому подобного — множество.

Под авиационной аварией понимается авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение самолета.

Авиационная катастрофа — происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечет за собой гибель людей и самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно классифицировать по направлениям: ошибки человека — 50–60%; отказ техники — 15–30%; воздействие внешней среды — 10–20%; прочие — 5–10%.

Полет воздушным транспортом с целью быстрой переброски пассажиров, грузов включает следующие известные элементы: взлет, крейсерский полет, заход на посадку и непосредственно приземление в пункте назначения — посадки.

Авиапроисшествия по этапам полета распределяются: взлет — 30%; крейсерский полет — 18%; заход на посадку — 16%; посадка — 36%.

Видно, что чрезвычайные ситуации — аварии, катастрофы на воздушном транспорте возникают на взлете и посадке и в основном, из-за ошибок человека (диспетчерской службы, экипажа).