2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте
В РФ железные дороги являются ведущим видом транспорта и по протяженности, по количеству перевозимых грузов, пассажиров занимают первое место среди других государств. Вместе с тем, из-за неисправностей железнодорожных путей, неподготовленности в техническом отношении подвижного состава, ошибок диспетчерских и путейных работников на железной дороге возникают аварии и катастрофы. Так как железнодорожный транспорт широко используется для перевозки взрывоопасных продуктов (твердые взрывчатые вещества, цистерны с бензином, нефтью и т.п.) и сильнодействующих ядовитых веществ (цистерны с хлором, аммиаком, кислотами и т.п.), аварии могут привести к очень тяжелым последствиям.
К основным причинам возникновения катастроф на железнодорожном транспорте следует отнести столкновения поездов, наезды на другие виды транспорта на переездах, сход подвижного состава с рельсов, наличие пожара, взрыва в подвижном составе и др.
Примером может служить одна из тяжелейших железнодорожных катастроф в Индии в 1981 г. От схода с рельсов подвижного состава рухнули с моста в реку 7 вагонов. Число погибших составило более 500 человек.
В РФ на железных дорогах в среднем за год происходит около двух десятков аварий, катастроф. В результате этих чрезвычайных ситуаций гибнут люди, возникают пожары, взрывы, что приводит к разрушениям путей, вагонов, локомотивов, зданий, уничтожению перевозимых грузов. Особо опасным для жизни считается выброс перевозимых сильнодействующих ядовитых веществ, что приводит к химическому заражению значительных территорий и вызывает поражение железнодорожных работников, населения ядовитыми жидкостями и газами.
Развитие современного гражданского пассажирского воздушного транспорта идет по пути увеличения высоты, скорости полета, грузоподъемности самолетов, вертолетов. Это привело к значительному усложнению авиационной техники, оснащению самолетов сложными навигационными системами управления взлетом, полетом, посадкой и росту психофизиологических нагрузок на экипаж, что уменьшает надежность систем. Работа происходит в экстремальных условиях: большая плотность воздушного потока, постоянная вибрация, резкие перепады давлений и температуры и т.п. Поэтому причин для возникновения аварийных ситуаций, например, из-за отказа или неисправности отдельных элементов, обледенения, молнии, недочетов в обеспечении полета и тому подобного — множество.
Под авиационной аварией понимается авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение самолета.
Авиационная катастрофа — происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечет за собой гибель людей и самолета.
Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно классифицировать по направлениям: ошибки человека — 50–60%; отказ техники — 15–30%; воздействие внешней среды — 10–20%; прочие — 5–10%.
Полет воздушным транспортом с целью быстрой переброски пассажиров, грузов включает следующие известные элементы: взлет, крейсерский полет, заход на посадку и непосредственно приземление в пункте назначения — посадки.
Авиапроисшествия по этапам полета распределяются: взлет — 30%; крейсерский полет — 18%; заход на посадку — 16%; посадка — 36%.
Видно, что чрезвычайные ситуации — аварии, катастрофы на воздушном транспорте возникают на взлете и посадке и в основном, из-за ошибок человека (диспетчерской службы, экипажа).
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- 1.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях
- 1.1. Содержание предмета
- 1.2. Понятие о чрезвычайной ситуации
- 1.3. Классификация чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
- 1.5. Правовые организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности людей рф
- 2. Характеристика чрезвычайных ситуаций и их поражающих факторов
- 2.1. Характеристика стихийных бедствий
- 2.1.1. Землетрясения
- 2.1.2. Наводнения
- 2.1.3. Ураганы, бури, смерчи
- 2.1.4. Природные лесные, торфяные пожары
- 2.2. Характеристика производственник аварий, катастроф
- 2.3. Аварии, катастрофы на химически опасных объектах
- 2.3.1. Общая характеристика химически опасных объектов
- 2.3.2. Степени опасности объектов использование сдяв
- 2.3.3. Характеристика зоны химического заражения сдяв
- 2.4. Аварии, катастрофы на радиационно-опасных объектах
- 2.4.1. Особенности аварий на аэс
- 2.4.2. Характеристика радиационного заражения при аварии на аэс
- 2.5. Характеристика аварий, катастроф на водном транспорте
- 2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте
- 2.7. Экологические катастрофы
- 2.8. Эпидемиологические катастрофы
- 2.9. Анатомо-физиологическое воздействие на человека поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях
- 2.10. Анализ развития аварийных ситуаций на типовом производстве
- 2.11. Экономическая оценка ущерба от чрезвычайной ситуации
- 2.11.1. Оценка прямого ущерба
- 2.11.2. Определение показателя предотвращенного ущерба
- 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
- 3.1. Основные положения Закона «о защите населения и территорий от чс»
- 3.2. Основные принципы и способы защиты населения от чс
- 3.3. Средства коллективной защиты населения
- 3.4. Эвакуация населения, ее особенности
- 3.5. Средство индивидуальной защиты населения
- 3.5.1. Средства защиты органов дыхания
- 3.5.2. Средства защиты кожи
- 3.5.3. Медицинские средства защиты
- Допустимое время пребывания людей в защитной одежде
- 3.6. Способы и средства обеззараживания портов, плавсредств
- 3.6.1. Понятия о дезактивации, дегазации, дезинфекции
- 3.6.2. Вещества и растворы для дезактивации, дегазации и дезинфекции
- 3.6.3. Способы и технические средства обеззараживания
- 3.6.4. Обеззараживание судов
- 3.7. Проведение аварийно-спасательных и других работ
- 3.8. Оказание первой медицинской помощи в чс
- 3.9. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 3.10. Повышение устойчивости работы объектов водного транспорта
- 3.10.1 Организация исследований по оценке устойчивости объектов
- 3.10.2. Мероприятия по повышению устойчивости работы водного транспорта
- 3.11. Морально-психологическая подготовка, ее назначение в чрезвычайных ситуациях
- Безопасность жизнедеятельности