logo
УП Пожарная техника

Напорные рукава, их назначение и краткая характеристика. Стандартная длина и диаметры рукавов.

Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов и переносных мотопомп (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 3.

Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из натуральных нитей или искусственных волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90о.

Рис. 3. Классификация пожарных напорных рукавов

При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть двух видов. Исполнения «У», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 40 до + 45 °С и исполнения «УХЛ», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 50 до + 45 °С.

На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, диаметром 51, 66, 77, 89, 150 мм.

Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

Напорные рукава из натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность э ксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

Устройство прорезиненного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса. Такой рукав имеет армирующий каркас, выполненный из синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса , предварительно смазанного резиновым клеем, и вулканизируется.

Конструкция латексированного рукава Он относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем и с пропиткой армирующего каркаса тем же материалом, что и гидроизоляционный слой.

Армирующий каркас латексированного рукава изготавливают из синтетических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционный слой, выполненный из латексной пленки. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку, выполняя функцию защитного слоя.

К онструкция напорного рукава с двусторонним покрытием Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным и наружным защитным покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов. Внутренний гидроизоляционный слой обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружный защитный слой предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

К типу рукавов с двусторонним покрытием относятся напорные рукава с двусторонним полимерным покрытием и напорные рукава на рабочее давление 3,0 МПа.

Пожарные напорные рукава диаметром 77 мм и более применяют для прокладки магистральных, а диаметром 51 и 66 мм – рабочих рукавных линий.

Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава, рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии.