7.4. Профсоюзный и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Согласно с Законом «Об охране труда» в течение 1992-1993 гг. профсоюзы передали государству наблюдательные функции в отрасли охраны труда, одновременно сократив численность технических инспекторов труда. Однако это совсем не означает, что профсоюзы отошли от решения данных проблем. По-прежнему, все важные вопросы организации здоровых и безопасных условий труда, обеспечения прав и социальных гарантий работников решаются при непосредственном участии профсоюзов. Эти полномочия закреплены в Законе Украины «Об охране труда».
Опыт международного профсоюзного движения свидетельствует о том, что вопрос условий труда над заработной платой и занятостью является главным направлением деятельности профсоюзов почти во всех странах мира. Ведь от того, как будет обустроено рабочее место, в какой мере оно отвечает требованиям безопасности, санитарии, гигиены, зависит не только здоровье, а временами и жизнь работника. От этого непосредственно зависит производительность труда и качество производимой продукции.
Риск травматизма в Украине в несколько раз выше его уровня в промышленно развитых странах мира. Для кардинального улучшения положения с условиями и безопасностью труда на производстве необходимо изменить концепцию подходов к решению этих проблем.
Нельзя считать нормальным, если на возмещение льгот и разных компенсаций за работу в условиях, которые не удовлетворяют нормам и требованиям охраны труда, расходуется средств в десятки раз больше, чем на приведение их в соответствие с нормативами.
Соотношение между расходами на улучшение условий и охраны труда к расходам на доплаты, пенсии, льготные отпуска и тому подобное составляет 1:10. Пока такое соотношение будет существовать, никакого существенного улучшения условий труда и резкого снижения производственного травматизма не будет наблюдаться.
Исходя из того, что государство начинает управлять и осуществлять надзор за охраной труда, профсоюзы должны сосредоточиться на контроле за соблюдением соответствующими государственными структурами, хозяйственными руководителями, владельцами требований законодательства об охране труда и особенно тех, которые касаются возмещения причиненного вреда пострадавшим на производстве, предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. То есть главным заданием профсоюзов в отрасли охраны труда является защита прав и законных интересов работников от возможного своеволия владельца или государственных структур.
Практически всю политику в отрасли охраны труда и окружающей среды профсоюза должны проводить, как правило, через коллективные договора и тарифные соглашения, которые заключаются на всех уровнях с государственными или общественными структурами.
На государственном уровне профсоюзы активно участвуют в работе относительно совершенствования законодательства по охране труда, создание в Украине собственной нормативной базы, разработки Национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, осуществления контроля за решениями правительства и других государственных органов по этим вопросам. Согласно с Типичным положением о представителях профсоюзов по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением президиума Федерации профсоюзов Украины от 22.04.1994 г., представители профсоюзов принимают участие в:
разработке Национальной программы улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также соглашений по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
формировании региональных программ по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, которые имеют межотраслевое значение;
разработке государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда;
расследование несчастных случаев и профзаболеваний;
организации страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, которые определяются законодательством и коллективным договором (соглашением, трудовым договором);
разработке владельцем комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов по охране труда;
подготовке вместе с владельцем прошения об определение и утверждение трудовым коллективом порядка оплаты и размеров одноразовой помощи работникам, которые пострадали на производстве.
Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение соответствующих обязательств коллективных договоров (соглашений), соблюдением владельцем требований трудового законодательства относительно режима рабочего времени и времени отдыха работников, обеспечение их надлежащими санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной и коллективной защиты. Они могут давать выводы об обстоятельствах и причинах несчастных случаев на производстве, определять ответственных за это служебных лиц и посылать свои выводы соответствующим органам.
Вместе с профсоюзами общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда выполняют трудовые коллективы через уполномоченных. Уполномоченные по вопросам охраны труды осуществляют контроль:
условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния средств коллективной и индивидуальной защиты;
действующего режима труда и отдыха;
обеспечение работников специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты;
льгот и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
возмещение владельцем вреда работникам в случае повреждения их здоровья или причинения морального вреда.
Уполномоченные по вопросам охраны труды имеют право беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов по охране труда, а также вносить предложения относительно устранения выявленных нарушений нормативных актов по охране труда и осуществлять контроль за реализацией этих предложений.
Согласно с социальной стратегией Федерации профсоюзов Украины в условиях ускорения экономических реформ социальные приоритеты профсоюзов в вопросах охраны труда и окружающей среды такие:
обеспечение всех работников, независимо от форм собственности и видов деятельности предприятий, условиями труда соответственно действующим законодательным и другим нормативным актам по вопросам охраны труда;
внедрение экономических методов управления охраной труда и окружающей среды, которые будут предусматривать как материальное поощрение государством соответствующих мероприятий, так и штрафные санкции за отклонение от нормативных требований;
полное и своевременное возмещение убытков пострадавшим или семьям погибших на производстве;
своевременная разработка и реализация государственных, отраслевых и региональных программ по охране труда и окружающей среды;
обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты согласно с действующими нормами.
- Тема 7. Государственное управление охраной труда в украине
- 7.1. Суть и задание управления охраной труда. Концепция управления охраной труда
- 7.2. Органы государственного управления охраной труда: их компетенции и полномочие
- 7.3. Государственное наблюдение и контроль за состоянием охраны труда в Украине
- 7.4. Профсоюзный и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- 7.5. Организация научных исследований