7.1. Суть и задание управления охраной труда. Концепция управления охраной труда
В новых социально-экономических условиях роль государства существенно изменилась. Закон Украины «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как наемных работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закреплено право работника на безопасный труд. Согласно с этим Законом роль государства и ее институтов в охране труда не сводится к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной труда, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в отрасли безопасности и гигиены труда, следит за их выполнением.
Управление охраной труда – это подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, научно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Основными задачами управления охраной труда являются: проработка мероприятий по осуществлению государственной политики по охране труда на региональном и отраслевом уровнях, а также подготовка, принятие и реализация мероприятий, направленных на:
обеспечение надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
обеспечения содержания в надлежащем состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений;
пропаганду охраны труда;
учет, анализ и оценку состояния условий и безопасности труда;
обеспечение страхования работников от несчастного случая на производстве и профзаболевания.
Государственное управление формулирует государственную политику в отрасли охраны труда – приоритет жизни и здоровья работника относительно результатов производственной деятельности. Государство принимает нормативно-правовое законодательство в отрасли охраны труда, устанавливает обязанности, права и ответственность относительно проведения государственной политики, создает отделы по вопросам охраны труда при госадминистрациях, учебно-методические и экспертно-технические центры, систему наблюдения за охраной труда, санитарно-эпидемиологические службы, органы пожарной, экологической безопасности, фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний и другие наблюдательные и контролирующие органы, а также систему производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в отрасли охраны труда.
В рыночных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное управление, управление со стороны руководства предприятия, управления со стороны работников предприятия. Таким образом, управление охраной труда в рыночных условиях заключается в том, что:
государство создает законодательство в отрасли охраны труда, комплекс наблюдательных инспекций, в задание которых входит обеспечение применения принятых нормативно-правовых актов, инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в отрасли охраны труда;
владелец предприятия экономически заинтересован в том, чтоб его работники не травмировались и не болели, а поэтому обеспечивает выполнение на предприятие всех нормативно-правовых актов об охране труда. Он должен широко привлекать работников и уполномоченных трудовых коллективов к управлению охраной труда, пропагандировать среди работников культуру здоровья;
каждый работник должен заботиться о здоровом стиле жизни и труда, постоянно повышать свое квалификационное, физическое и психофизиологическое состояние, программировать путь здорового долголетия, предотвращения случаев травматизма и заболеваний. Он должен немедленно сообщить своему руководителю о возникновение любой опасной ситуации. Руководитель не может требовать от работника выполнения работы по устранению опасной ситуации (повреждение ограждения, блокировки, сигнализации, запыленности, загазированности и тому подобное). Комплексное управление охраной труда со стороны государства, владельца и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности.
Согласно с Законом Украины «Об охране труда» политика государства в сфере защиты интересов как наемных работников, так и работодателей, принципы государственной политики в отрасли охраны труда базируются на:
полной ответственности владельца за создание безопасных и безвредных условий труда;
комплексном решении задач охраны труда на основе национальных программ по этим вопросам и с учетом направлений экономической и социальной политики, достижений в отрасли науки и техники;
социальной защите работников, полном возмещение вреда лицам, которые пострадали от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление единственных нормативов по охране труда независимо от форм собственности и видов их деятельности;
использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, которое содействует созданию безопасных и безвредных условий труда, участия государства в финансирование мероприятий по охране труда;
осуществлении обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
обеспечение координации деятельности государственных органов, организаций и объединений граждан, которые решают разные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда;
международном сотрудничестве в отрасли охраны труда.
Учитывая тот факт, что состояние охраны труда отражается практически на всех показателях качества жизни общества (продолжительности жизни людей, состояние их здоровья, сохранение национального богатства), приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 22.10.2001 г. №432 утвержденная Концепция управления охраной труда. Концепция направлена на реализацию положений Конституции и законов Украины относительно обеспечения охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, создания безопасных и безвредных условий труда на каждом рабочем месте, а также надлежащих условий для формирования у работников сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, внедрение новых и совершенствование существующих механизмов управления в отрасли охраны труда.
Целью концепции является реализация конституционного права работающих на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Концепция состоит из разделов:
Общие положения.
Государственная политика управления охраной труда.
Реформирование в сфере управления охраной труда.
В основу разработки концепции положенные такие принципы:
принцип обязательного обеспечения безопасности человека, приоритета жизни и здоровья работника относительно результатов производственной деятельности предприятий;
принцип платы за риск. Во многих странах экономические льготы и санкции являются рычагами государственной политики в отрасли охраны труда. За расчетами немецкого совета предпринимателей, последствия несчастных случаев стоят в 10 раз дороже, чем стоимость мероприятий по их предупреждению. Неслучайно во многих развитых странах инвестирования в мероприятия по охране труда считаются выгодным бизнесом;
принцип добровольности и приемлемости риска, то есть никто не имеет права подвергать человека на риск без ее согласия;
принцип правовой регуляции риска, то есть наличия государственных законов, которые устанавливают систему запретов и норм предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний, а также обязательную ответственность за нарушение этих законов;
принцип доступности и открытости информации по вопросам охраны труда.
Кабинет Министров Украины постановлением от 10 октября 2001 г. № 1320 утвердил Национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001-2005 гг., которая предусматривает комплексное решение проблем охраны труда, обеспечения приоритета здоровья работников, их социальной защиты, создания надлежащих, безопасных и здоровых условий труда на производстве.
Первый раздел программы «Организационные мероприятия» предусматривает проведение аттестации рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, создания национального реестра канцерогенных опасных предприятий, цехов и профессий и тому подобное.
Второй раздел «Приоритетные научно-технические исследования и разработки по охране труда» содержат 45 мероприятий. Среди них:
завершение разработки и внедрение на угольных шахтах автоматизированной системы контроля пылевзрывобезопасности (в 2001 г.);
разработка автоматизированной системы контроля параметров работы потенциально опасного оборудования (в 2003 г.);
создание средств шумопоглощения для пневматических устройств технологического оборудования (в 2003 г.);
разработка методики проведения гигиенических исследований и оценки условий труда, методики исследования тяжести и напряженности трудового процесса для внедрения гигиенической классификации труда по показателями вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (в 2004 г.);
разработка и внедрение в ведущих отраслях промышленности системы профессионального психофизиологического отбора специалистов, занятых на работах с повышенным уровнем опасности (в 2005 г.) и тому подобное.
Третий раздел «Нормативно-правовое обеспечение охраны труда» предусматривает приведение нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда соответственно требованиям директив Европейского Союза (в 2005 г.).
Четвертый раздел «Обеспечение работников средствами коллективной защиты и контроля производственной среды» содержит восемь мероприятий. Среди них:
создание приборов для осуществления контроля микроклимата на рабочих местах (в 2003 г.);
разработка аппарата (приборов) для измерения радиационного излучения в угольных шахтах для проведения оценки и осуществления контроля безопасных условий труда (в 2003 г.).
Пятый раздел «Информационное обеспечение охраны труда» предусматривает выпуск периодических информационных изданий по охране труда.
Шестой раздел программы «Международное сотрудничество в отрасли охраны труда» посвящен изучению опыта зарубежных стран в сфере охраны труда, участия в деятельности международных организаций.
Финансирование Национальной программы осуществляется за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Государственного бюджета, а также других источников. На выполнение мероприятий программы предусмотренные расходы в размере 23,07 млн. грн., в том числе из Государственного бюджета – 4,29 млн. грн.
Организационное обеспечение выполнения Национальной программы будет осуществлять Госнадзорохрантруда. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти предложено разработать отраслевые и региональные программы с учетом положений Национальной программы.
Важное значение в рыночных условиях приобретает совершенствование системы управления охраной труда. В связи с этим выделяют основные концептуальные принципы и направления улучшения управления охраной труда, такие как:
социальная и личностная направленность форм и методов управления охраной труда, ориентированных на формирование новой, трудоохранной идеологии мышления относительно безопасной трудовой деятельности;
усовершенствование организации безопасного выполнения работ на всех стадиях и этапах трудовых и производственных процессов: в период технологической подготовки, то есть к началу работы, в процессе работы и после ее окончания;
изменение стратегии обеспечения безопасности труда на основе перехода к управлению производственным (профессиональным) риском, улучшение условий труда, доведения их к нормативным требованиям;
целевая направленность трудоохранной политики, переход от административных к экономическим методам управления на основе более совершенного механизма регулирования и мотивации по всей иерархической вертикали: от государственного уровня к уровню предприятий, который обеспечивает общую заинтересованность в создание условий для безопасного выполнения работ и выполнения мероприятий безопасности, технико-технологическое усовершенствование;
улучшение профессиональной подготовки и профподобор с учетом психофизиологических и личностных качеств и факторов;
формирование соответствующей нормативно-правовой базы на государственном (законодательном), отраслевом и производственном уровнях;
усовершенствование и повышение эффективности системы контроля за выполнением правил безопасности на всех этапах производства, функционированием системы управления охраной труда, выполнением в установленные сроки организационно-предписывающих документов и решений;
выделение необходимых (адекватных) финансовых ресурсов для реализации целевых задач в отрасли технической, организационной, социальной политики, направленных на профилактику травматизма, профессиональных заболеваний и аварий.
На первое место поставлены социальное и личностное направления совершенствования системы управления охраной труда.
- Тема 7. Государственное управление охраной труда в украине
- 7.1. Суть и задание управления охраной труда. Концепция управления охраной труда
- 7.2. Органы государственного управления охраной труда: их компетенции и полномочие
- 7.3. Государственное наблюдение и контроль за состоянием охраны труда в Украине
- 7.4. Профсоюзный и общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- 7.5. Организация научных исследований