1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей.
Человек может получить травму на производстве, в быту, при пожаре и т. д. Например, наибольший уровень риска (вероятность фатального исхода в год) выявлен при эксплуатации автотранспорта, а наименьший — в результате падения метеорита.
Любая деятельность человека потенциально опасна. Это аксиома. Опасность может возникнуть только при определенном сочетании обстоятельств и условий и привести к травмам и заболеваниям.
Труд как наиболее типичный вид деятельности служит средством удовлетворения жизненных потребностей человека. Выполняя трудовые операции, он сам способствует возникновению опасных ситуаций, несущих постоянную угрозу жизни и здоровью.
Опасная ситуация - это ситуация, при которой создается достаточно большая вероятность возникновения несчастного случая.
Опасность - ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, негативно воздействующих на людей и приводящих к материальному ущербу или разрушительно влияющих на окружающую среду.
Сложность поведения человека при угрозе его жизни и здоровью, а также благополучный выход из тяжелых ситуаций обусловлены следующими факторами: своевременностью обнаружения опасности; правильностью ее диагностирования; выбором способа адекватного реагирования на опасность.
Человеку присущ инстинкт самосохранения. Однако число несчастных случаев постоянно увеличивается. Причиной этого служат следующие обстоятельства:
- особенности эволюции человека. За 20...30 тысячелетий у лошади вместо трех пальцев сформировалось копыто, а человек внешне почти не изменился. При развитии техники растет число опасностей, а люди не успевают разрабатывать методы и средства защиты;
- рост цены ошибки (существует разница между падениями с дерева и с крыши небоскреба, между ударом каменным молотком по пальцу и ударом электрического тока напряжением 10 кВ);
- адаптация человека к: опасностям (ощущение комфорта в автомобиле, движущемся со скоростью более 100 км/ч) и нарушениям правил безопасности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о закономерностях формирования опасностей и мерах по предупреждению их воздействия на человека. Как учебная дисциплина БЖД включает в себя следующие составные части: БЖД на производстве (охрану труда); БЖД в чрезвычайных ситуациях; охрану окружающей среды.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасность — состояние, с определенной вероятностью исключающее воздействие опасности на человека. В связи с этим выделяют понятие «риск», или частоту реализации опасностей. Ее определяют как произведение частоты на вероятность (например, частоты схода снежных лавин на вероятность нахождения людей в опасной зоне). У риска нет единицы измерения, и его значение колеблется от нуля до единицы. Уровень риска, равный 10~6, специалисты принимают за тот, при котором человек не проявляет чрезмерной озабоченности (например, не боится погибнуть от урагана) и к которому следует стремиться при проектировании и работе предприятий всех отраслей материального производства. Это значение и есть максимально приемлемый уровень индивидуального риска, условная граница между опасностью и безопасностью.
Существует столько же степеней безопасности, сколько и степеней риска. Полная безопасность относительно какого-либо риска может быть достигнута только путем устранения его источника. Во всех остальных случаях риск никогда не равен нулю и не сможет достичь этого предела в будущем из-за организационных, технических, экономических и социальных причин, вступающих в противоречие друг с другом. При увеличении затрат на повышение уровня безопасности оборудования, как правило, снижается его производительность, ухудшается социальная защищенность людей. Иными словами, объективно существует остаточный риск, являющийся причиной большинства чрезвычайных ситуаций.
Человек решается на рискованные действия в двух ситуациях:
при желании достичь цели, которая связана с физической опасностью;
при альтернативном выборе в ситуации неопределенности, в которой успех — неуспех зависит от случая.
Различают мотивированный (ради получения выигрыша, выгоды, является средством приспособления субъекта к ситуации) и немотивированный, или бескорыстный (направлен на противодействие опасности, ее устранение) риск.
Риск также подразделяют на обоснованный (если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями или бездействием) и необоснованный (если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, экологической катастрофой или общественным бедствием).
Кроме того, риск может быть системным (связан с производственной обстановкой) и личностным (связан с состоянием организма работающего). Системный риск выражает степень опасности производственной системы (степень подверженности опасности рабочего средней квалификации) и служит мерой ее предрасположенности к возникновению опасных ситуаций. Таким образом, вероятность возникновения несчастного случая определяется, с одной стороны, системным риском, а с другой — личностью человека.
Цель науки «Безопасность жизнедеятельности» — максимальная адаптация человека в эргатических системах при полном сохранении его здоровья и поддержании высокой работоспособности.
Эргатические системы — системы, в которых одним из элементов является человек. К таким системам относят системы «человек — машина», «человек — машина — окружающая среда» и т. п.
Для улучшения состояния безопасности на производстве необходим анализ опасностей — выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасностей. Его делят на три составные части:
идентификацию опасностей (распознавание, сравнение с образцом, обобщение и классификация);
разработку защитных мер (профилактики опасностей);
реализацию мероприятий по ликвидации негативных последствий проявления опасностей.
Цель анализа безопасности (или опасности) эргатических систем:
выявление факторов, влияющих на вероятностный показатель нежелательных событий;
детальное рассмотрение обстоятельств, способствующих возникновению этих событий, разработка мероприятий для уменьшения вероятности появления этих событий.
Анализ эксплуатационной безопасности систем проводят априорно или апостериорно, иными словами, до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым, когда анализируют причины для предвидения последствий, или обратным, при котором анализируют последствия с целью определения причин.
- Лекция №1. Введение в курс безопасности жизнедеятельности.
- 1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей.
- 2. Классификация основных форм деятельности человека.
- 3.Режим труда и отдыха.
- 1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей.
- Рассмотрим классификацию опасностей:
- 2. Классификация основных форм деятельности человека.
- Лекция №2.
- 3. Защита в чс
- 4. Обязанности и ответственность работников в области бжд.
- 1. Охрана труда
- 3. Защита в чрезвычайных ситуациях
- Обязанности и ответственность технических работников по соблюдению законодательства по бжд
- Лекция №3. Чрезвычайные ситуации. Общая классификация чс.
- 1. Основные определения чс.
- 2. Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций.
- 3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- Классификация чрезвычайных ситуаций
- Чс техногенного характера
- Чс природного характера
- Чс экологического характера
- Чс социально- и военно-политического характера
- Принятые сокращения:
- 2. Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций
- Условия возникновения чрезвычайных ситуаций
- Причины возникновения чрезвычайных ситуаций
- 3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 4.Классификация чрезвычайных событий по скорости распространения опасности (степени внезапности)
- Лекция № 4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- 1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
- 2. Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.
- Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
- 1. Транспортные аварии
- 2. Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 3. Аварии на электроэнергетических сетях
- Причины и источники техногенных аварий и катастроф
- Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.
- Лекция №5 Природные катастрофы и их последствия.
- Лекция №6 чс военного времени.
- 1. Ядерное оружие
- Воздействие на людей
- Радиоактивное заражение
- Проникающая радиация
- Воздействие на человека
- 2. Химическое оружие
- Классификация ов
- Защита от химического оружия
- Бактериологическое оружие.
- Пути распространения бс.
- 4. Радиологическое оружие
- 5. Лучевое оружие
- Высокоточное оружие.
- Нейтронное оружие.
- Топливовоздушные взрывчатые вещества.
- Психотропное оружие (по)
- Лекция №7 Характеристика зон чс при природных и техногенных катастрофах.
- 1. Виды и средства поражающего воздействия, их классификация
- 2. Очаги поражения и зоны заражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, применении современных средств поражения.
- 1. Виды и средства поражающего воздействия, их классификация
- 2. Очаги поражения и зоны заражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, применении современных средств поражения.
- Лекция 8 Планирование мероприятий по го на объектах народного хозяйства.
- 1. Понятие о го.
- 2. Структура и содержание плана го
- 1. Понятие о го.
- 2. Структура и содержание плана го
- Содержание плана го
- Лекция 9. Эвакуация.
- 1. Общие положения, принципы, основные понятия.
- 2. Эвакоорганы, их структура и задачи.
- Структурная схема сборного эвакуационного пункта.
- 3. Планирование эвакомероприятий
- 4. Проведение эвакомероприятий
- Лекция №10 Коллективные средства защиты
- 1. Убежище. Виды убежищ.
- 2. Устройство убежищ.
- 1. Убежище. Виды убежищ.
- Классы убежищ в зависимости от защитных свойств
- Классификация убежищ по вместимости
- Устройство убежищ
- Аварийный запас кислорода
- Лекция №11. Производственный шум.
- 1. Характеристика шума.
- 2. Классификация шума
- 3. Нормирование и измерение шума.
- Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест
- 4. Методы снижения негативного влияния шума.
- Лекция №3. Энергетическое загрязнение. Ионизирующие излучения.
- 1. Понятие о радиации.
- 2. Источники радиации.
- 1. Понятие о радиации.
- Радиоактивный распад ядер
- Коэффициенты радиационного риска
- 2. Источники радиации.
- Космические лучи.
- Земная радиация.
- Внутреннее облучение.
- Источники, созданные человеком.
- Ядерные взрывы.
- Воздействие электромагнитного излучения на население и элементы среды.
- 2. Источники электромагнитного поля
- 3. Воздействие электромагнитного излучения на окружающую среду.
- 2. Источники электромагнитного поля Классификация источников эмп
- Технологические источники эмп 1 группы
- Технологические источники эмп 2 группы
- Источники эмп военного характера
- Лекция №10. Правила оказания доврачебной помощи при различных несчастных случаях
- 1. Способы оживления пострадавших.
- 2. Первая медицинская помощь при ранениях.
- 3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
- 4. Первая медицинская помощь при ожогах.
- 5. Первая медицинская помощь при обморожении и переохлаждении.
- 6. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах, растяжениях и ушибах.
- 7. Первая медицинская помощь при обмороке, тепловом и солнечном ударах, электротравме.
- 8. Первая помощь при отравлениях.
- Список используемой литературы
- Лекция 15
- Организационная структура мчс рк
- Литература