1. Характеристика шума.
Если из окружающей среды внезапно исчезнут привычные звуки, то человек будет испытывать значительные неудобства, волнение и даже чувство беспричинного страха: ведь люди рождаются и живут в мире звуков. Не следует забывать, что цивилизация достигла высокого уровня развития благодаря способности к общению в форме речи - одного из видов связи с помощью звуков. Тем не менее, шум является одним из главных неблагоприятных производственных факторов. Из-за шума у работающих возникает более быстрое утомление, которое приводит к снижению производительности на 10...15%, увеличению числа ошибок при выполнении операций трудового процесса и, следовательно, к повышенной опасности возникновения травм. При длительном воздействии шума снижается чувствительность слухового аппарата, возникают патологические изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах.
Шум - это совокупность звуков различной силы и частоты (высоты), беспорядочно изменяющихся во времени. По своей природе звуки являются механическими колебаниями твердых тел, газов и жидкостей в слышимом диапазоне частот (16...20 000 Гц). В воздухе звуковая волна распространяется от источника механических колебаний в виде зон сгушения и разрежения. Механические колебания характеризуются амплитудой и частотой.
Амплитуда колебаний определяет давление и силу звучания: чем она больше, тем больше звуковое давление и громче звук. Сущность слухового восприятия состоит в улавливании ухом отклонения давления воздуха, создаваемого звуковой волной, от атмосферного. Значение нижнего абсолютного порога чувствительности слухового анализатора составляет 2 *10-5 Па при частоте 1000 Гц, а верхнего порога - 200 Па при той же частоте звука.
Частота колебаний влияет на слуховое восприятие и определяет высоту звучания. Колебания с частотой ниже 16 Гц составляют область инфразвуков, а выше 20 000 Гц - ультразвуков. С возрастом (примерно с 20 лет) верхняя граница воспринимаемых человеком частот снижается: у людей среднего возрастало 13.. Л 5 кГц, пожилого - до 10 кГц и менее. Чувствительность слухового аппарата с увеличением частоты от 16 до 1000 Гц повышается, на частотах 1000...4000 Гц она максимальна, а при частоте более 4000 Гц падает.
Физиологической особенностью восприятия частотного состава звуков является то, что ухо человека реагирует не на абсолютный, а на относительный прирост частот: увеличение частоты колебаний вдвое воспринимается как повышение высоты звучания на определенную величину, называемую октавой. Поэтому октавой принято называть диапазон частот, в котором верхняя граница вдвое больше нижней. Слышимый диапазон частот разбит на октавы со средними геометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 и 16 000 Гц. Средние геометрические частоты занимают как бы промежуточное положение в октаве.
При гигиенической оценке шума измеряют его интенсивность (силу) и определяют спектральный состав по частоте входящих в него звуков.
Интенсивность звука - это количество звуковой энергии, переносимое звуковой волной за единицу времени и отнесенное к единице площади поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны. Значения интенсивности звука изменяются в очень широких пределах - от 10-12до 10 Вт/мг. В связи с сильной растянутостью диапазона изменения интенсивности и особенностями восприятия звуков (см. закон Вебера - Фехнера) введены логарифмические величины - уровень интенсивности и уровень звукового давления, выражаемые в децибелах (дБ). При использовании логарифмической шкалы уровень интенсивности звука:
Li=10 lg (I/I0),
уровень звукового давления:
L=20 lg (p/p0)
где I и I0 - соответственно фактическое и пороговое значения интенсивности звука, Вт/м2; /о = 10-12 Вт/мг при эталонной частоте fэ = 1000 Гц; p и p0 соответственно фактическое и пороговое звуковое давление. Па: Ро = 2- 10-5 Па при fэ = 1000 Гц.
Использовать логарифмическую шкалу уровней звукового давления удобно, так как отличающиеся между собой по силе в миллиарды раз звуки укладываются в диапазон 130...140 дБ. Например, уровень звукового давления, создаваемый при нормальном дыхании человека, находится в пределах 10...15 дБ, шепоте - 20....25, нормальном разговоре - 50...60, создаваемый мотоциклом - 95...100, двигателями реактивного самолета на взлете - 110...120дБ. Однако при сравнении различных шумов необходимо помнить, что шум с уровнем интенсивности 70 дБ вдвое громче шума в 60 дБ и в четыре раза громче шума с уровнем интенсивности 50 дБ, что следует из логарифмического построения шкалы. Кроме того, звуки одинаковой интенсивности, но разной частоты воспринимаются на слух неодинаково, особенно при уровне интенсивности менее 70 дБ. Причина такого явления заключается в большей чувствительности уха к высоким частотам.
В связи с этим введено понятие громкость звука, единицами измерения которой служат фоны и соны. Громкость звуков определяют, сравнивая их с эталонным звуком частотой 1000 Гц. Для эталонного звука единицы его интенсивности в децибелах приравнены к фонам (рис. 19-1). Так, громкость звука частотой 1000 Гц и интенсивностью 30 дБ равна 30 фонам, такой же величине равна громкость звука в 50 дБ частотой 100 Гц.
Измерение громкости в сонах нагляднее показывает, во сколько раз один звук громче другого. Уровень громкости в 40 фон принят за 1 сон, в 50 фон - за 2 сона, в 60 фон - за 4 сона и т. д. Следовательно, с увеличением громкости на 10 фонов ее величина в сонах увеличивается вдвое.
Для обеспечения безопасности производственной деятельности необходимо учитывать способность звуковых волн отражаться от поверхностей или поглощаться ими. Степень отражения зависит от формы отражающей поверхности и свойств материала, из которого она изготовлена. При большом внутреннем сопротивлении материалов (таких, как войлок, резина и т. п.) основная часть падающей на них звуковой волны (энергии) не отражается, а поглощается.
Особенности конструкции и формы помещений могут приводить к многократному отражению звука от поверхностей пола, стен и потолка, удлиняя тем самым время звучания. Такое явление называют реверберацией. Возможность возникновения реверберации учитывают на стадии проектирования зданий и помещений, в которых предполагается установить шумные машины и оборудование.
- Лекция №1. Введение в курс безопасности жизнедеятельности.
- 1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей.
- 2. Классификация основных форм деятельности человека.
- 3.Режим труда и отдыха.
- 1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей.
- Рассмотрим классификацию опасностей:
- 2. Классификация основных форм деятельности человека.
- Лекция №2.
- 3. Защита в чс
- 4. Обязанности и ответственность работников в области бжд.
- 1. Охрана труда
- 3. Защита в чрезвычайных ситуациях
- Обязанности и ответственность технических работников по соблюдению законодательства по бжд
- Лекция №3. Чрезвычайные ситуации. Общая классификация чс.
- 1. Основные определения чс.
- 2. Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций.
- 3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- Классификация чрезвычайных ситуаций
- Чс техногенного характера
- Чс природного характера
- Чс экологического характера
- Чс социально- и военно-политического характера
- Принятые сокращения:
- 2. Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций
- Условия возникновения чрезвычайных ситуаций
- Причины возникновения чрезвычайных ситуаций
- 3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 4.Классификация чрезвычайных событий по скорости распространения опасности (степени внезапности)
- Лекция № 4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- 1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
- 2. Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.
- Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
- 1. Транспортные аварии
- 2. Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 3. Аварии на электроэнергетических сетях
- Причины и источники техногенных аварий и катастроф
- Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.
- Лекция №5 Природные катастрофы и их последствия.
- Лекция №6 чс военного времени.
- 1. Ядерное оружие
- Воздействие на людей
- Радиоактивное заражение
- Проникающая радиация
- Воздействие на человека
- 2. Химическое оружие
- Классификация ов
- Защита от химического оружия
- Бактериологическое оружие.
- Пути распространения бс.
- 4. Радиологическое оружие
- 5. Лучевое оружие
- Высокоточное оружие.
- Нейтронное оружие.
- Топливовоздушные взрывчатые вещества.
- Психотропное оружие (по)
- Лекция №7 Характеристика зон чс при природных и техногенных катастрофах.
- 1. Виды и средства поражающего воздействия, их классификация
- 2. Очаги поражения и зоны заражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, применении современных средств поражения.
- 1. Виды и средства поражающего воздействия, их классификация
- 2. Очаги поражения и зоны заражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, применении современных средств поражения.
- Лекция 8 Планирование мероприятий по го на объектах народного хозяйства.
- 1. Понятие о го.
- 2. Структура и содержание плана го
- 1. Понятие о го.
- 2. Структура и содержание плана го
- Содержание плана го
- Лекция 9. Эвакуация.
- 1. Общие положения, принципы, основные понятия.
- 2. Эвакоорганы, их структура и задачи.
- Структурная схема сборного эвакуационного пункта.
- 3. Планирование эвакомероприятий
- 4. Проведение эвакомероприятий
- Лекция №10 Коллективные средства защиты
- 1. Убежище. Виды убежищ.
- 2. Устройство убежищ.
- 1. Убежище. Виды убежищ.
- Классы убежищ в зависимости от защитных свойств
- Классификация убежищ по вместимости
- Устройство убежищ
- Аварийный запас кислорода
- Лекция №11. Производственный шум.
- 1. Характеристика шума.
- 2. Классификация шума
- 3. Нормирование и измерение шума.
- Предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест
- 4. Методы снижения негативного влияния шума.
- Лекция №3. Энергетическое загрязнение. Ионизирующие излучения.
- 1. Понятие о радиации.
- 2. Источники радиации.
- 1. Понятие о радиации.
- Радиоактивный распад ядер
- Коэффициенты радиационного риска
- 2. Источники радиации.
- Космические лучи.
- Земная радиация.
- Внутреннее облучение.
- Источники, созданные человеком.
- Ядерные взрывы.
- Воздействие электромагнитного излучения на население и элементы среды.
- 2. Источники электромагнитного поля
- 3. Воздействие электромагнитного излучения на окружающую среду.
- 2. Источники электромагнитного поля Классификация источников эмп
- Технологические источники эмп 1 группы
- Технологические источники эмп 2 группы
- Источники эмп военного характера
- Лекция №10. Правила оказания доврачебной помощи при различных несчастных случаях
- 1. Способы оживления пострадавших.
- 2. Первая медицинская помощь при ранениях.
- 3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
- 4. Первая медицинская помощь при ожогах.
- 5. Первая медицинская помощь при обморожении и переохлаждении.
- 6. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах, растяжениях и ушибах.
- 7. Первая медицинская помощь при обмороке, тепловом и солнечном ударах, электротравме.
- 8. Первая помощь при отравлениях.
- Список используемой литературы
- Лекция 15
- Организационная структура мчс рк
- Литература