logo
Экзамен БЖД

30) Законодательные акты по охране труда. Правила и нормы по от, Основные принципы и направления государственной политики в области от.

Структура законодательства РФ по охране труда:

– Конституция Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации (№ 197-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Россиской Федерации»

(№181-ФЗ);

– Федеральный Закон « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№116-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (№125-ФЗ).

Конституция Российской Федерации определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2). В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Введен в действие 1 января 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

Все правила и нормы по охране труда можно объединить в несколько групп:

  1. нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии, содержащие требования охраны труда, предъявляемые к средствам и предметам индивидуальной защиты работающих от производственных травм и профессиональных заболеваний, требования по обеспечению работающих нейтрализующими, компенсирующими и другими средствами защиты организма; .

  2. правила, регулирующие организацию'охраны труда администрацией, а также учет и расследование несчастных случаев на производстве;

  3. правила и нормы по специальной охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

  4. правила, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением правил по охране труда.

Различают республиканские (единые), межотраслевые, отраслевые правила и нормативные документы по охране труда предприятий и учреждений. Единые правила распространяются на все отрасли народного хозяйства, межотраслевые — на ряд отраслей и видов производств. Отраслевые правила распространяются на отдельные отрасли

Отраслевые правила и нормы по охране труда утверждаются министерствами и ведомствами по согласованию с профессиональными союзами и распространяются только на соответствующие предприятия и организации.

Задача отраслевых норм — уточнить уровень требований по охране труда по сравнению с едиными и межотраслевыми нормами, отражать достижения науки и техники в нашей республике, своевременно дополнять действующие правила и нормы, направленные на повышение безопасности труда.

Конкретные требования безопасной организации труда в системе образования РБ изложены в отраслевых нормативных документах по охране труда.

Нормативно-техническая документация по охране труда подразделяется на стандарты безопасности труда (государственные — ГОСТ, отраслевые — ОСТ, республиканские — РСТ, предприятий — СТП); строительные нормы и правила (СНиП); санитарные нормы и правила (СН); правила техники безопасности и производственной санитарии; инструкции, указания и руководящие технические материалы; положения, наставления, директивные и методические письма. Задача стандартизации требований безопасности труда — установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований к производственному оборудованию и производственным процессам, к средствам защиты работающих, к методам оценки безопасности труда.

Контроль за соблюдением и внедрением стандартов осуществляют территориальные органы Госстандарта совместно с технической инспекцией труда профсоюзов, а также министерства и ведомства.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда министерства и ведомства по согласованию с центральным комитетом (ЦК) соответствующего профсоюза разрабатывают и утверждают типовые инструкции по охране труда. Они служат основой инструкций работников; и разрабатываются администрацией учреждения, а по ее указанию — непосредственными руководителями работ и утверждаются руководителем учреждения совместно с профсоюзным комитетом. Инструкции периодически пересматривают, в них вносят необходимые изменения.

Применительно к школе местная инструкция может быть общешкольной (например, инструкция по использованию киноаппаратуры) или предназначенной для отдельной мастерской (инструкция на рабочем месте при работе на сверлильном станке и т. д.). Особым видом общешкольной инструкции является план эвакуации людей и имущества на случай пожара.

В инструкциях по технике безопасности излагают конкретные правила безопасной работы, например, при работе на станках, с электрическим паяльником, при использовании проекционной и кинопроекционной аппаратуры.

Инструкции, правила и положения по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности являются основным руководством для работников. Они служат основным пособием при проведении инструктажа по безопасным приемам и методам выполнения работ, поведению работающих в производственных условиях.

Для предупреждения травм и заболеваний рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда. От качества и полноты инструкции и от ее соблюдения во многом зависит профилактика травматизма.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются: – приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; – обеспечение гарантий права работников на охрану труда; – установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда; – совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда: – государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам; – принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда; – комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;

– использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты; – взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда; – обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; – подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда; – организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда; – международное сотрудничество, создание условий для ратификации конвенций Международной организации труда, других международных организаций, межгосударственных договоров и соглашений в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда направлено на: – реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны труда; – создание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя; – обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства в решении вопросов охраны труда; – защиту прав и законных интересов работников. Государственное управление охраной труда реализуется на республиканском, отраслевом, региональном уровнях. На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканское органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений. На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации. На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.