5.4. Особенности проведения ас и днр при стихийных бедствиях
АС и ДНР, выполняемые при стихийных бедствиях, значительно отличаются от работ в очагах ядерного поражения и зонах ЧС техногенного характера.
Мероприятия по ликвидации последствий наводнений могут быть разделены на следующие группы: организация разведки и определение границ зон затопления; поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение подходов к местам нахождения пострадавших, оказавшихся в воде, частично разрушенных и затопленных зданиях, на возвышенных участках местности и в других местах; спасение пострадавших и оказание им медицинской и других видов помощи; эвакуация населения из опасных зон и их жизнеобеспечение.
Для выполнения этих мероприятий привлекаются личный состав и техника поисково-спасательных формирований городов, областей, региональных центров ГОЧС, МЧС России. Наиболее сложными группами мероприятий являются разведка, определение границ зоны затопления, поиск пострадавших и обеспечение подхода к ним по воде.
Разведка и определение границ зоны затопления осуществляются, чаще всего, средствами воздушной разведки. Для проведения аэрофотосъемки используются самолеты Ан-2, вертолеты Ка-26, Ми-6, Ми-8Т, Ми-26. Вертолеты могут использоваться для поиска и обнаружения пострадавших, подхода к ним (зависания), а также для эвакуации из зоны затопления людей, материальных ценностей и различного имущества.
Для обнаружения пострадавших, обеспечения подхода к ним и спасения могут быть использованы десантные и надувные лодки с моторами и «на веслах», плавающие транспортеры и самоходные паромы, а также деревянные и металлические лодки и катера местных жителей.
Опыт организации спасательных работ при наводнениях показывает, что наиболее эффективным средством обнаружения и спасения людей являются вертолеты. Подъем в вертолет пострадавших, находящихся в тяжелом состоянии, может быть организован с помощью специальных устройств с лебедкой. При обнаружении экипажем вертолета нескольких пострадавших на воду сбрасывается спасательный плот или лодка, на который вместе с подъемным устройством спускается спасатель и организует подъем пострадавших на борт вертолета.
При использовании для обнаружения и спасения, пострадавших в зоне наводнения надувных лодок, плавающих транспортеров и самоходных паромов, а также деревянных и металлических лодок местных жителей, необходимо предусмотреть оснащение их спасательными кругами или жилетами. При подходе плавсредств к пострадавшему, находящемуся в воде, в первую очередь, подаются звуковые и световые сигналы, а к местам нахождения людей в воде выбрасываются спасательные круги, закрепленные к борту лодки.
На бортах плавающих транспортеров и паромов должны быть закреплены трапы, спускающиеся в воду для подъема пострадавших на борт как самостоятельно, так и с помощью спасателей или экипажа плавсредства.
В случае возникновения селя осуществляется задержание, отвод и сброс паводковых вод и селевой массы при одновременном проведении спасательных работ в зонах затопления и движения селя.
Для выявления и уточнения обстановки организуется разведка. Наиболее оперативной является воздушная разведка, дающая возможность быстрого получения сведений об обстановке на значительных территориях. Для более детального ознакомления с положением вблизи мостов и плотин используются данные наземной разведки.
Для сохранения промышленных и других зданий от затопления и защиты производственного оборудования проводятся работы по устройству водоотводных канав, плотин, заделке оконных и дверных проемов. Позже производится откачка воды из подвалов, нижних этажей зданий и защитных сооружений.
Во всех населенных пунктах и на объектах, которым угрожает затопление, выставляются спасательные посты из состава формирований, и устанавливается связь с ними.
Для защиты мостов, плотин, водозаборных и других сооружений выделяются аварийные команды.
Оказание первой помощи пострадавшим при наводнении и селе заключается в быстром согревании пострадавшего и восстановлении температуры его тела. Для этого необходимо снабдить пострадавшего теплой и сухой одеждой, поместить в теплое помещение, защищенное от ветра, дождя и водяных брызг, напоить горячим чаем, принять горячий душ или ванну.
Пострадавшим, получившим различные травмы, необходимо оказать первую медицинскую помощь: остановить кровотечение, иммобилизовать конечности в случае переломов, наложить повязку, а при необходимости ввести обезболивающие средства.
Для эвакуации пострадавших в медицинские учреждения, расположенные в безопасных районах, используются специальные или приспособленные для перевозки больных транспортные средства.
Эвакуация населения из зон возможного затопления и селевой опасности предусматривается, как правило, заблаговременно. Время эвакуации определяется в соответствии с прогнозом гидрометеослужбы. Управления по делам ГО и ЧС совместно с паводковыми комиссиями и эвакокомиссиями района (города) осуществляют оповещение населения и устанавливают время прибытия эвакуируемых и транспорта на сборные эвакопункты.
Маршруты эвакуации выбираются с учетом сохранности дорог и мостов после затопления и возможности беспрепятственного проезда автомобильного транспорта.
Районы размещения эвакуированного населения должны выбираться на незатопляемой территории с учетом возможности нормального размещения людей в жилых и общественных зданиях, общежитиях, гостиницах и других помещениях при минимальной норме площади не менее 2.5 кв. метров на 1 человека.
Населенные пункты, из которых эвакуировано население, должны быть сданы под охрану местным органам обеспечения общественного порядка, обеспеченных, при необходимости, плавсредствами.
В местах возможного возникновения заторов (зажоров) льда на реках устанавливается круглосуточное дежурство команд взрывников, выделяемых по решениям военного командования или из состава инженерных формирований, созданных на базе соответствующих организаций, осуществляющих взрывные работы промышленного назначения. По решению местных органов власти могут быть проведены: заблаговременная эвакуация населения, вывоз материальных ценностей и отгон с/х животных в безопасные места.
О начале и порядке эвакуации население оповещается, по местным каналам радиотрансляции и телевидения, через администрацию предприятий, учреждений и учебных заведений, а также через домоуправления. В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок.
Объем АС и ДНР в районах, подвергшихся затоплению водой и селевой массой, зависят от того, в какой мере удалось предотвратить внезапность возникновения стихийного явления и провести соответствующие предупредительные мероприятия.
Успех в проведении спасательных работ в значительной мере зависит от того, насколько оперативно будет организована разведка, быстро и наиболее полно оценена сложившаяся обстановка, своевременно организованы действия сил и четкое управление ими.
Воинские части и формирования осуществляют поиск людей на затопленных территориях, оказывают пострадавшим медицинскую помощь и с широким использованием плавсредств эвакуируют их в безопасные районы, спасают материальные ценности и производственное оборудование, а при необходимости вывозят их. Производится также эвакуация населения, вывоз животных, продовольствия и материальных ценностей из районов, которым угрожает затопление.
Одновременно принимаются меры к повышению устойчивости мостов, плотин, земляных дамб и насыпей, устраняются заторы льда, проводятся необходимые аварийно-восстановительные работы на коммунальноэнергетических сетях, восстанавливаются и расчищаются дороги, гидротехнические и дорожные сооружения.
АС и ДНР в зонах наводнения и селевых потоков сопряжены с опасностью, особенно при действиях на воде, на льду и при выполнении взрывных работ. Личный состав, привлекаемый для этих целей, должен быть обучен правилам поведения на воде и приемам спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи. Формирования, действующие на плавсредствах, оснащаются всеми необходимыми для проведения работ средствами (спасательные круги, пояса, багры, лестницы, канаты и т. д.).
В зонах затопления и местах сосредоточения эвакуированного населения организуется охрана общественного порядка, гарантирующего безопасность людей, надежную защиту государственного, общественного и личного имущества граждан.
В целях поддержания порядка в районах затопления, на путях эвакуации населения и в местах его сосредоточения, на маршрутах движения сил, а также на автомобильных и железных дорогах организуется комендантская служба.
После спада воды проводится большая работа по нормализации обстановки в районе и на объектах, подвергшихся затоплению.
Для выявления данных об обстановке после воздействия урагана организуется разведка, которая должна установить характер разрушений в районах, подвергшихся воздействию ураганов, наличие повреждений и аварий на коммунально-энергетических сетях, телеграфных и телефонных линиях, выявить пожарную обстановку и наличие источников воды вблизи очагов пожаров, а также состояние дорог, по которым намечается движение сил, привлекаемых к ликвидации последствий ураганов. В наиболее короткие сроки общие данные о последствиях прошедших ураганов может дать воздушная разведка.
С прибытием в пострадавшие от урагана районы спасатели приступают к спасению людей, оказанию пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации, к локализации и тушению пожаров. Одновременно проводятся работы по устранению аварий и повреждений на коммунально-энергетических сетях и линиях связи, расчищаются завалы улиц и дорог.
Для ликвидации последствий ураганов привлекаются самые различные по составу, предназначению и техническому оснащению силы. В зимнее время ураганам могут сопутствовать сильные метели, парализующие движение всех видов транспорта на больших пространствах. Для работы по расчистке дорог от снега и освобождения застрявших автомашин могут привлекаться формирования, оснащенные автотракторной, дорожной и снегоочистительной техникой.
По решениям местных органов власти к расчистке снежных заносов может быть привлечено все трудоспособное население.
На главных магистралях организуется курсирование мощных тягачей на гусеничном ходу, которые ликвидируют «пробки» и обеспечивают движение транспорта.
Если одним из последствий урагана явилось наводнение, то осуществляется проведение всех мероприятий по борьбе с этим явлением и по ликвидации его последствий, включая эвакуацию населения из зон затопления.
Тушение пожаров производят объектовые и городские противопожарные команды с привлечением в необходимых случаях и формирований.
Работы по восстановлению коммунально-энергетических сетей, линий связи и других объектов организуют соответствующие ведомства, имеющие свои специальные ремонтные органы, с привлечением аварийно-восстановительных и аварийно-технических формирований.
При наличии достаточного количества сил и средств работы могут начаться одновременно на всей территории, где прошел ураган. При ограниченном их количестве спасательные и аварийно-восстановительные работы проводятся последовательно: сначала решаются наиболее важные задачи на основных направлениях, а затем на всей остальной территории, подвергшейся урагану.
Для ликвидации последствий оползней привлекаются сводные отряды и команды механизации работ, а также соответствующие формирования служб. Военным командованием могут быть выделены воинские части.
Спасательные работы в районах, где произошли оползни или обвалы, первоочередной целью имеют поиск и извлечение людей из-под завалов, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию в стационарные лечебные учреждения.
Одновременно устраиваются проезды в завалах, локализуются и тушатся пожары, ликвидируются аварии на газовых и энергетических сетях.
С остановкой оползня производится ремонт и восстановление дорог, мостов, линий и средств связи, расчистка улиц от завалов.
Все работы по предупреждению оползней, борьбе с ними и ликвидации последствий должны производиться с соблюдением установленных мер предосторожности. Во избежание несчастных случаев опасные участки ограждаются специальными знаками, а в ночное время световыми сигналами.
При землетрясениях по решениям органов власти или комиссий по ЧС для проведения спасательных работ, локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях и тушения пожаров в городах и на объектах экономики, пострадавших от землетрясения, привлекаются ведомственные специальные формирования и формирования ГО. В проведении этих работ участвуют также воинские части, выделенные военным командованием. Наиболее сложные спасательные и аварийно-восстановительные работы выполняют воинские части ГО, а также формирования служб ГО различного назначения.
Состав и действия сил при ликвидации последствий землетрясений определяются характером и объемом разрушений. Успех во многом зависит от полноты и своевременности получения разведывательных данных. Разведка должна установить характер разрушений зданий и сооружений, местонахождение и состояние пострадавшего населения, находящегося под завалами, в частично разрушенных зданиях и сооружениях и других местах, степень повреждения коммунально-энергетических сетей, определить зоны сплошных пожаров, возможность их развития, а также разведать пути подхода к объектам работ. Для определения санитарно-эпидемического состояния районов землетрясений, выявления количества и состояния пострадавших, установления возможности развертывания медицинских формирований и определения потребного количества медицинских сил и средств ведется медицинская разведка.
Исходя из характера застройки, наличия транспортных магистралей и других местных условий, а также характера разрушений, территория пострадавшего города разбивается на участки и объекты ведения спасательных работ.
Быстрое выдвижение сил является одним из решающих факторов, обеспечивающих успешность проведения спасательных работ. На путях их движения могут встречаться значительной величины трещины почвы, водные преграды и очаги пожаров, завалы, разрушенные мосты и другие препятствия. Поэтому необходимо предусмотреть все меры для обеспечения движения сил ликвидации ЧС в очаг землетрясения. Немалое значение имеет и порядок ввода техники в зону разрушений. В первую очередь подготавливаются пути для пропуска гусеничных машин, а затем для колесного транспорта.
В результате землетрясения основная масса личного состава формирований общего назначения и служб ГО районов, подвергшихся этому бедствию, может оказаться в зонах разрушений, и сама будет нуждаться в помощи. Поэтому на первых порах спасательные работы придется проводить на объектах и в жилых кварталах ограниченными силами и средствами. В этих условиях первоочередными работами должны быть обнаружение и извлечение людей из обрушенных зданий, из-под завалов, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация нуждающихся в лечении в медицинские учреждения, а также жизнеобеспечение людей, оставшихся без крова. Спасение людей организуется в первую очередь из тех зданий, которым угрожают затопление, пожары и обвалы, а также в зданиях с большим количеством пострадавших (детские сады, школы, больницы). Решающую роль в проведении АС и ДНР должны играть силы и средства, прибывающие из соседних регионов по планам взаимодействия.
Врачебная помощь пострадавшим оказывается в отрядах первой медицинской помощи и на медицинских пунктах воинских частей ГО, а также в сохранившихся лечебных учреждениях. В последующем больные могут вывозиться для лечения в загородную зону или в больницы соседних городов.
При АС и ДНР сначала устраняются те аварии на коммунальноэнергетических и технологических сетях, которые создают непосредственную угрозу для жизни людей и, прежде всего, аварии на коммуникациях с аварийно химически опасными веществами. При ликвидации аварий на газопроводах, прежде всего, прекращается подача газа в сеть. При авариях на водопроводе, находящемся вблизи зданий и сооружений, во избежание их затопления поврежденные участки перекрываются.
Характер и способы ведения АС и ДНР в очагах землетрясений, особенно сильных, будут примерно такими же, как и в очагах ядерного поражения, исключая факторы, связанные со специфическим характером поражений и радиоактивным заражением местности.
Для наведения и поддержания порядка среди населения, оказавшегося в зоне землетрясения, организуется комендантская служба, на основных маршрутах устанавливаются контрольно-пропускные пункты, и организуется патрулирование.
- Лобанов с.В. Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций. Основы защиты населения и территорий от чс техногенного, природного и экологического характера Учебно-методическое пособие
- Содержание
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия
- 2. Классификация и краткая характеристика чс техногенного характера
- 2.1. Аварии на радиационноопасных объектах
- 2.2 Аварии на химически опасных объектах
- 2.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 2.4. Аварии на транспорте
- 2.5. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
- 2.6. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных
- 2.7. Аварии на электроэнергетических системах, на очистных
- 3. Классификация и краткая характеристика чс
- 3.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 3.2. Чс метеорологического характера
- 3.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 3.4. Природные пожары
- 3.5. Массовые инфекционные заболевания
- 3.6. Космические чс
- 3.7. Чс экологического характера
- 4. Основы защиты населения и территорий в чс
- 4.1. Назначение, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Силы и средства рсчс
- 4.2. Задачи и организационная структура го объекта (Университета)
- 5. Ликвидация последствий чс
- 5.1. Организация ас и днр в зонах чс
- 5.2. Основы управления при проведении работ по ликвидации чс
- 5.3. Особенности проведения ас и днр на территории, загрязненной
- 5.4. Особенности проведения ас и днр при стихийных бедствиях
- 6. Организация защиты личного состава
- 6.1 Безопасность в зоне пожаров
- 6.2. Безопасность при работе в зоне разрушений
- 6.3. Безопасность при работе в зоне химического заражения
- 6.4. Безопасность при работе в зоне радиоактивного загрязнения