4.1. Назначение, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Силы и средства рсчс
В федеральном Законе “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” определены задачи и назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС предназначена для защиты населения и национального достояния от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшения их разрушительного воздействия.
Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспе-ению защиты населения и территорий от ЧС.
2. Осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС.
3. Сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
4. Подготовка населения к действиям в условиях ЧС.
5. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
6. Ликвидация ЧС.
Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценка обстановки в зоне ЧС;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации ЧС;
- жизнеобеспечение населения и сил для ликвидации ЧС.
7. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС.
8. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Какова же структура РСЧС?
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие, ВУЗ, школа).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ (их 88) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в Министерствах, ведомствах для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Например, руководство созданием и деятельностью сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики возложено на Министерство по атомной энергии, на объектах топливно-энергетического комплекса - на Министерство топлива и энергетики. На Министерство внутренних дел возложена ответственность за аварийно-спасательные работы и охрану общественного порядка. На Министерство здравоохранения - за резерв медицинских ресурсов, на Министерство обороны - за авиационно-космическую службу поиска и спасения и т.д.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления, по делам ГО и ЧС; органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в Федеральных органах власти;
- на региональном уровне - охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС (далее именуются региональные центры (РЦ)). Так, Северо-Западный РЦ включает 10 субъектов РФ: Ленинградскую, Калининградскую, Новгородскую, Архангельскую, Псковскую, Мурманскую области, Ненецкий национальный округ и др;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ-комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС г. Санкт-Петербурга, КЧС Ленинградской области и т.д.);
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) комиссии по ЧC (органы местного самоуправления);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (ОКЧС создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы);
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и её состав утверждаются правительством РФ.
Положение о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также объектовых КЧС, и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне - региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – отделы, секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля (например, гостехнадзор, санэпидемнадзор и т.д.), силы и средства ликвидации ЧС (военизированные и невоенизированные).
Составной частью РСЧС является гражданская оборона. Она организуется в целях защиты населения и объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. ГО заблаговременно в мирное время организует и осуществляет комплекс мероприятий для решения этих задач. Общее руководство ГО в стране возложено на
Председателя правительства РФ. Он по должности является Начальником ГО России, в США возглавляет президент. Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности заместителем начальника ГО России.
Руководство ГО в республиках, областях, краях, автономных образованиях, в городах и районах, Министерствах и ведомствах, ВУЗах и на предприятиях, независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств и ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они по должности являются начальниками ГО и несут персональную ответственность: за организацию мероприятий по ГО; за создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества (накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты); за подготовку и обучение населения и персонала к действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
Исторический опыт показывает, что задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей, возникающих в мирное и военное время, взаимосвязаны. Их нельзя разорвать, решать изолированно друг от друга. Точно так же нельзя провести чёткую грань между деятельностью системы ГО и РСЧС. Ведь основной объём мероприятий ГО выполняется в мирное время, а это функции РСЧС!
Таким образом, осуществляя меры по защите населения и территорий от ЧС, идёт тем самым подготовка органов управления, сил и средств к работе в особых условиях, в военное время, т.е. к ведению ГО.
В XXI веке ГО должна быть принципиально новой, отвечающей современным требованиям к защите населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Вопросы совершенствования ГО рассматривались и были одобрены в июле 1999 г. на заседании членов Совета Безопасности РФ. Суть их в следующем:
1. ГО целесообразно рассматривать как предмет совместного ведения РФ и её субъектов, что повысит ответственность последних за организацию и ведение ГО, а также позволит возложить на регионы часть расходов на мероприятия ГО. Подобная практика существует в таких развитых странах, как США, Германия, Франция и др.
2. Необходимо сблизить характер и объём задач ГО мирного и военного времени, пересмотреть механизм использования её сил, ресурсов, отдельных программ. Особую актуальность это приобрело в связи с волной террористических актов, произошедших в нашей стране.
3. В соответствии с "Основами (концепцией) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года" предстоит создать Государственную спасательную службу МЧС России путём преобразования войск ГО и поисково-спасательной службы МЧС. Личный состав Государственной спасательной службы МЧС РФ должен иметь особую форму одежды, свои знаки отличия.
4. Следует совершенствовать систему обучения населения по ГО. В этом отношении у нас много недоработок. Часто люди в городах, или других населённых пунктах, не знают, где находятся защитные сооружения, как действовать по сигналам ГО.
5. Есть настоятельная необходимость усиления морально-психологической подготовки не только сил РСЧС, но и всего населения. С этой целью необходимо всемерно пропагандировать и раскрывать мероприятия ГО.
Назрела необходимость принять специальную целевую программу развития ГО. Финансирование её должно осуществляться на долевой основе с субъектами РФ.
Переосмысливая сложившиеся подходы к организации защиты населения и территорий в мирное и военное время, следует искать наиболее рациональные и эффективные пути её обеспечения. Это важно не только с точки зрения гражданской обороны и РСЧС, но и в более широком плане укрепления национальной безопасности России.
Постоянно действующая Единая государственная система защиты - детище, порождённое условиями социально-политической, экономической и культурной жизни страны. Исторический опыт наглядно показывает, что система защиты населения и территорий необходима не только в военное, но и в мирное время. В мероприятиях ГО обязан участвовать каждый человек, какой бы пост он ни занимал, и всё население в целом. Безопасность человека, общества и всей планеты - забота всеобщая!
- Лобанов с.В. Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций. Основы защиты населения и территорий от чс техногенного, природного и экологического характера Учебно-методическое пособие
- Содержание
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия
- 2. Классификация и краткая характеристика чс техногенного характера
- 2.1. Аварии на радиационноопасных объектах
- 2.2 Аварии на химически опасных объектах
- 2.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 2.4. Аварии на транспорте
- 2.5. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
- 2.6. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных
- 2.7. Аварии на электроэнергетических системах, на очистных
- 3. Классификация и краткая характеристика чс
- 3.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 3.2. Чс метеорологического характера
- 3.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 3.4. Природные пожары
- 3.5. Массовые инфекционные заболевания
- 3.6. Космические чс
- 3.7. Чс экологического характера
- 4. Основы защиты населения и территорий в чс
- 4.1. Назначение, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Силы и средства рсчс
- 4.2. Задачи и организационная структура го объекта (Университета)
- 5. Ликвидация последствий чс
- 5.1. Организация ас и днр в зонах чс
- 5.2. Основы управления при проведении работ по ликвидации чс
- 5.3. Особенности проведения ас и днр на территории, загрязненной
- 5.4. Особенности проведения ас и днр при стихийных бедствиях
- 6. Организация защиты личного состава
- 6.1 Безопасность в зоне пожаров
- 6.2. Безопасность при работе в зоне разрушений
- 6.3. Безопасность при работе в зоне химического заражения
- 6.4. Безопасность при работе в зоне радиоактивного загрязнения