2.4. Аварии на транспорте
Стремительно возрастают частота и тяжесть аварий и катастроф на транспорте. Они могут быть двух типов:
1. Происходящие на производственных объектах, не связанных с перемещением транспортных средств (депо, станции, порты, аэровокзалы и др.).
2. На транспортных средствах, во время их движения.
Первый тип носит общий характер, второй - специфический, связанный с тяжёлыми последствиями.
В РФ эксплуатируется:
- 83.7 тыс. км. ж/д путей (по протяжённости трамвайных линий г. Санкт- Петербург занимает первое место в мире. Они составляют 700 км. Этот факт отмечен в книге рекордов Гинесса).
- 387 тыс. км автодорог.
- 82 тыс. км. речных и морских судоходных путей.
- 1400 тыс. км. маршрутов аэрофлота.
Основными причинами аварий и катастроф на ж/д транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы ж/д путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.
В г. Арзамас 4 июня 1988 г. в 9 часов 30 минут в 300 м. от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, два вагонов, 250 м. ж/д путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий.
Через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная ж/д катастрофа. В зоне взрыва нефтепровода оказались 2 встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 чел. Многие погибли, ещё больше людей получили ожоги и травмы.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности на автодорогах. Главный государственный инспектор ГИБДД России Виктор Кирьянов в Госдуме сообщил, что за последние 10 лет на дорогах страны погибло около 315 тыс. человек, 2 млн. получили увечья. Многие из них стали инвалидами. Вдумайтесь в эти цифры! Они ужасают. Они не могут никого оставить спокойным!
Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. В Москве каждый день задерживают 300÷400 водителей в нетрезвом виде, в Санкт-Петербурге до 200 водителей.
Общее количество ДТП в Санкт-Петербурге в 2000 г. составило 6017 (в Ленобласти - 2575), погибло- 639 чел. (в Ленобласти - 600), ранено – 6445 чел. (в Ленобласти - 3055). По вине пешеходов - 3115 ДТП, т.е. более 50% ДТП, в которых погибло 373 чел. и ранено - 2849 чел.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотери в течение первого часа бывают столь велики и сильны, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и водителей автотранспорта практически равна нулю. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10÷15 раз выше, чем во всём мире.
В предвыборных программах президентов США, Норвегии и др. Стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас же ничего подобного нет. Ни у одного кандидата в Президенты!
На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. В РФ в 1995 г. - 53 авиационных происшествия, в т.ч. 13 авиакатастроф, в результате которых погибло 174 чел.
Всем памятна гибель самолёта ТУ-154 07.12.1995 г. Тогда почти мгновенно не стало 97 чел. Теперь там стоит памятная стелла на вершине горы Бо-Джауса. Крупнейшая авиакатастрофа в 1996 г. произошла 9 февраля.
Обломки самолёта и тела почти сотни пассажиров самолёта "Боинг-757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики.
Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. Важно выяснить основные причины аварий и катастроф.
Среди них:
1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.
2. Отказ двигателей.
3. Нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования.
4. Недостаток топлива и др.
Большинство крупных аварий и катастроф на водном транспорте происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов, и членов экипажа.
Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1904 г. - сгорел прогулочный пароход "Генерал Слокум" Погибло свыше 1000 чел. 1912 г.- затонул "Титаник", погибло более 1500 чел. 1939 г. Та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов". Погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″. Погибло 900 человек.
К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к др. лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи:
- спасение людей, терпящих бедствие;
- борьба за живучесть корабля;
- ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судаспасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, спец. подразделения аварийно-спасательных, судоподъёмных и подъёмно- технических работ.
Аварии и пожары в метро.
Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Но и здесь происходят весьма печальные события.
Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел.
А спустя почти век, - ещё более страшная катастрофа. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки в туннеле у станции "Мургейт" стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров.
28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты на перегоне между станциями
"УЛДУЗ" и "Нериманов" в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!
Об этой трагедии ещё долго будут говорить и не только в Азербайджане, но и в городах России и стран СНГ. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели, эскалаторы. Всё сделано по одной и той же технологии.
За последние 5 лет пожар 4 марта 1996 г. на станции "Новослободской" Московского метрополитена стал 16 в списке возгораний столичного метро. Каковы причины? К их числу относятся: замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов – вот лишь небольшой перечень традиционных "болячек" подземного транспорта.
- Лобанов с.В. Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций. Основы защиты населения и территорий от чс техногенного, природного и экологического характера Учебно-методическое пособие
- Содержание
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия
- 2. Классификация и краткая характеристика чс техногенного характера
- 2.1. Аварии на радиационноопасных объектах
- 2.2 Аварии на химически опасных объектах
- 2.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 2.4. Аварии на транспорте
- 2.5. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
- 2.6. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных
- 2.7. Аварии на электроэнергетических системах, на очистных
- 3. Классификация и краткая характеристика чс
- 3.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 3.2. Чс метеорологического характера
- 3.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 3.4. Природные пожары
- 3.5. Массовые инфекционные заболевания
- 3.6. Космические чс
- 3.7. Чс экологического характера
- 4. Основы защиты населения и территорий в чс
- 4.1. Назначение, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Силы и средства рсчс
- 4.2. Задачи и организационная структура го объекта (Университета)
- 5. Ликвидация последствий чс
- 5.1. Организация ас и днр в зонах чс
- 5.2. Основы управления при проведении работ по ликвидации чс
- 5.3. Особенности проведения ас и днр на территории, загрязненной
- 5.4. Особенности проведения ас и днр при стихийных бедствиях
- 6. Организация защиты личного состава
- 6.1 Безопасность в зоне пожаров
- 6.2. Безопасность при работе в зоне разрушений
- 6.3. Безопасность при работе в зоне химического заражения
- 6.4. Безопасность при работе в зоне радиоактивного загрязнения