logo
Пособие по ОТ

Законодательство о труде

Законодательство о труде – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Законодательство о труде устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности, регулирует трудовые отношения работников, обеспечивает охрану их прав. Трудовое законодательство устанавливает основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих, трудовую дисциплину, гарантии приема на работу, обязанности администрации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам охраны труда.

Кроме трудовых отношений предметом законодательства о труде выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров.

Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и нанимателей.

Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются:

  1. Конституция Республики Беларусь. Гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. А также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), а лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения (ст. 42).

  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим сферу трудовых и связанных с ними отношений. Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь являются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (Гл. 16, ст. 221-232 Трудового кодекса Республики Беларусь).

  3. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития. Данным законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда.

Согласно ст.462-465 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляет:

  1. Специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

  2. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.

К специальным органам и инспекциям относятся:

  1. Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору.

  2. Министерство труда и социальной защиты.

  3. Государственный санитарный надзор.

  4. Государственный пожарный надзор.

  5. Государственный технический надзор и др.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Статьями 198 и 465 Трудового Кодекса Республики Беларусь установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглашений и коллективных договоров или препятствующие деятельности профсоюзов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность. Это ответственность, устанавливаемая в соответствии с трудовым законодательством за противоправное или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок). На виновных администрацией (оформлено приказом руководителя) применяются следующие виды взысканий: замечание (постановка на вид), выговор, увольнение (ст. 198 ТК РБ). Право выбора меры дисциплинарной ответственности работников принадлежит нанимателю и определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

Административная ответственность. Это разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться различные административные взыскания, например письменное предупреждение, штраф, лишение специальных прав, предоставленных данному гражданину (водительское удостоверение, охотничий билет и др.), исправительные работы (Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь).

Уголовная ответственность. Предусматривается за нарушение правил ТБ, производственной санитарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастный случай или другие тяжкие последствия. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления решением суда (Уголовный кодекс РеспубликиБеларусь).