logo search
ОБЖ WORD

2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье — это состояние полного фи­зического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспро­изводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появля­лись здоровые дети, каждый современный человек должен шить, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутри­утробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод ве­сит около четырех граммов, начинают формироваться поло­вые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и дево­чек — это результат работы половых гормонов, синтезируе­мых половыми железами. Мужские половые гормоны назы­ваются андрогены, а женские —эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противопо­ложных полов, однако способность к размножению достига­ется только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловли­вает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созре­вания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире — таким образом их организм постепенно готовится к выполнению бу­дущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вына­шивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Если попытаться нарисовать психологический портрет обоих полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим об­разом.

Половая принадлежность в значительной степени накла­дывает отпечаток на образ жизни человека. И все же в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопо­ставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете специфических особенностей в поисках гармонии социальных ролей, которые мужчины и женщи­ны играют в семье и обществе. Вряд ли в обозримом буду­щем развитие цивилизации и изменение социальных усло­вий смогут нивелировать биологические различия полов, предопределяющие индивидуальные особенности поведения, реакции и пр. Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отноше­ния к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность «семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при пер- ной беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время реше­ние родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, дру­гие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рас­сматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы та­кие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья п о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следую­щих задач:

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи — ото появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признан­ным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно вы­бирать количество детей в семье, примерные сроки их рож­дения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей — 20 — 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обыч­но протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здо­ровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 — 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье буду­щих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт — это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контра­цепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими пробле­мами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прий­ти мудрый и тактичный взрослый.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятий «репродуктивная система» и «ре­продуктивное здоровье».

  2. Укажите особенности психологических портретов полов.

  3. От каких факторов зависит репродуктивное здоровье человека?

  4. Что такое планирование семьи?

  5. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

  6. Какова роль полового воспитания и образования подростков и мо­лодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества?