3.3. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в ре- дикции федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3, 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация функционирования РСЧС определена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 7 ноября 2008 г.)
К основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения;
обеспечение готовности к действиям органов управления, а также сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от последствий ЧС;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Основными задачами МЧС России являются:
Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России.
Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций ц пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.
Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.
Система РСЧС действует в трех режимах:
режим повседневной деятельности — в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
режим повышенной готовности — при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе войны;
чрезвычайный режим — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются:
на силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
подразделения органов надзора (надзор за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газовых и электрических сетей и др.);
контрольно-инспекционную службу;
службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
ветеринарную службу;
сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, Министерства обороны, Министерства внутренних дел (МВД), невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса.
Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы, и не только на территории России, но и за ее пределами. При необходимости на базе Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда можно скомплектовать несколько групп спасателей, готовых одновременно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации располагают и другие министерства и ведомства. Например, в составе Российских железных дорог (РЖД) имеются восстановительные и пожарные поезда. Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности.
Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей, а также за участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Граждане России имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации в любом регионе, в любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законом предоставляются права:
на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный здоровью граждан при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.
Каждый россиянин обязан:
активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
знать сигналы оповещения о чрезвычайных ситуациях и порядок действия по ним;
четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.
Кроме того, на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий каждого члена коллектива и руководящего персонала на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; перечень мер безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; инструкции, касающиеся действий в зонах заражения вредны- iviи, ядовитыми и радиоактивными веществами; описание мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ночное время и в непогоду.
Требование закона — это то, что подлежит обязательному исполнению. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, предприятия, организации, учреждения, учебные inведения и прочие юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова основная цель создания единой Российской государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. На какой орган возложено руководство всей системой РСЧС и какие задачи он решает?
4. Дайте характеристику режимов действия РСЧС.
5. Что относится к силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС?
6. Что относится к силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций?
7. Каковы права и обязанности граждан России в условиях чрезвычайных ситуаций?
8. Какая ответственность устанавливается для должностных лиц и граждан, виновных в невыполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
- Глава 1.Введение в дисциплину
- Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Основные теоретические положения и понятия
- Глава 2.»Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»
- 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни
- 2.2 Факторы, способствующие укреплению здоровья
- 2.3.Алкоголь и его влияние на здоровье человека
- 2.4 Курение и его влияние на состояние здоровья
- 2.5. Наркотики и наркомания, социальные последствия
- 2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
- 2.7. Социальная роль женщины в современном обществе
- 2.8. Правовые основы взаимоотношения полов
- Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения
- 3.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 3.2. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.
- 3.3. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 3.4. Гражданская оборона
- 3.5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- 3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 3.7. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.8. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них
- 3.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций
- 3.10. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
- 3.11. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники
- 3.12. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
- 4.1. История создания Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.2.Основные предпосылки поведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе
- 4.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.5. Основные понятияо воинской обязанности
- 4.6. Призыв на военную службу
- 4.7. Прохождение военной службы по призыву
- 4.8. Прохождение военной службы по контракту
- 4.9. Альтернативная гражданская служба
- 4.10. Права и обязанности военнослужащих
- 4.11. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества
- 4.12. Воинская дисциплина и ответственность
- 4.13 Как стать офицером российской армии
- 4.14. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.16 Символы воинской чести
- Глава 5. Основы медицинских знаний
- 5.1.Общие правила оказания первой медицинской помощи
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга
- 5.6. Первая помощь при травматическом
- Первая помощь при поражении электрическим током
- 5.10. Первая медицинская помощь при отморожениях
- 5.11. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда и внезапной остановке сердца
- 5.12 Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
- 5.13. Инфекции, передаваемые половым путем
- 5.14. Здоровье родителей и здоровье ребенка
- 5.15. Беременность и гигиена беременности
- 5.16. Уход за младенцем