2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.
Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появлялись здоровые дети, каждый современный человек должен шить, как сохранить свое репродуктивное здоровье.
Пол человека закладывается уже в первые недели внутриутробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек — это результат работы половых гормонов, синтезируемых половыми железами. Мужские половые гормоны называются андрогены, а женские —эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.
Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире — таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.
Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.
Если попытаться нарисовать психологический портрет обоих полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим образом.
Женщина: мягкость, терпимость, потребность в защите, эмоциональность, мечтательность, покорность. В отличие от мужчины женщине не надо постоянно доказывать окружающим свою значимость, но она всегда ждет признания своей привлекательности.
Мужчина: деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению. Он готов к постоянной борьбе, ищет признания своей силы, исключительности возможностей.
Половая принадлежность в значительной степени накладывает отпечаток на образ жизни человека. И все же в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете специфических особенностей в поисках гармонии социальных ролей, которые мужчины и женщины играют в семье и обществе. Вряд ли в обозримом будущем развитие цивилизации и изменение социальных условий смогут нивелировать биологические различия полов, предопределяющие индивидуальные особенности поведения, реакции и пр. Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность «семейных отношений, на общее самочувствие человека.
Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при пер- ной беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья п о таком понятии, как планирование семьи.
Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач:
рождение желанных здоровых детей;
сохранение здоровья женщины;
достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;
осуществление жизненных планов.
Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи — ото появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.
Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.
Оптимальный возраст для рождения детей — 20 — 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 — 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт — это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).
Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятий «репродуктивная система» и «репродуктивное здоровье».
Укажите особенности психологических портретов полов.
От каких факторов зависит репродуктивное здоровье человека?
Что такое планирование семьи?
Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?
Какова роль полового воспитания и образования подростков и молодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества?
- Глава 1.Введение в дисциплину
- Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Основные теоретические положения и понятия
- Глава 2.»Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»
- 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни
- 2.2 Факторы, способствующие укреплению здоровья
- 2.3.Алкоголь и его влияние на здоровье человека
- 2.4 Курение и его влияние на состояние здоровья
- 2.5. Наркотики и наркомания, социальные последствия
- 2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
- 2.7. Социальная роль женщины в современном обществе
- 2.8. Правовые основы взаимоотношения полов
- Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения
- 3.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 3.2. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.
- 3.3. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 3.4. Гражданская оборона
- 3.5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- 3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 3.7. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.8. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них
- 3.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций
- 3.10. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
- 3.11. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники
- 3.12. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
- 4.1. История создания Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.2.Основные предпосылки поведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе
- 4.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.5. Основные понятияо воинской обязанности
- 4.6. Призыв на военную службу
- 4.7. Прохождение военной службы по призыву
- 4.8. Прохождение военной службы по контракту
- 4.9. Альтернативная гражданская служба
- 4.10. Права и обязанности военнослужащих
- 4.11. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества
- 4.12. Воинская дисциплина и ответственность
- 4.13 Как стать офицером российской армии
- 4.14. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации
- 4.16 Символы воинской чести
- Глава 5. Основы медицинских знаний
- 5.1.Общие правила оказания первой медицинской помощи
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга
- 5.6. Первая помощь при травматическом
- Первая помощь при поражении электрическим током
- 5.10. Первая медицинская помощь при отморожениях
- 5.11. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда и внезапной остановке сердца
- 5.12 Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
- 5.13. Инфекции, передаваемые половым путем
- 5.14. Здоровье родителей и здоровье ребенка
- 5.15. Беременность и гигиена беременности
- 5.16. Уход за младенцем