logo
ОБЖ WORD

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

В формировании облика воина-патриота важную роль игра­ют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание тра­диций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в кото­рой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нрав­ственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в кото­ром на первый план выступает наглядно-чувственная эстети­ческая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглоща­ются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настро­ение, общественное мнение и в определенной степени на дру­гие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Оте­честву впервые закреплен в русском воинском «Уставе рат­ных, пушечных и других дел, касающихся до военной нау­ки» (1607 г.). «Каждый военный человек, — говорилось в нем, — должен приводиться к крестному целованию — при­носить присягу, верно служить и всем в послушании и поко­рении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом ис­полнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Та­ким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и по­слушно; во всем поступать так, как честному, верному, по­слушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми дву­мя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменял­ся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвар­дии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисци­плину во время исполнения служебных обязанностей, беспре­кословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл — един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обе­щания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведе­нии к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжествен­ное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее прави­тельством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге — 1 мая, а также одинаковый порядок ее приня­тия. Присяга принималась коллективно, в строю. Предста­витель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной при­сяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о поряд­ке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некото­рые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на вер­ность своему Отечеству — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских уставов, при­казы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги — событие не обычное, не рядовое. По­говорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромней­шим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как прини­мают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерз­шую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочув­ствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом — мы и при­сяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произно­сил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Сегодня приведение к присяге происходит следующим об­разом. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю, форма одежды — парадная. В руках у военно­служащих оружие. Приводящиеся к присяге стоят в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоми­нает им значение военной присяги и той почетной обязанно­сти, которая возлагается на них.

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает коман­дирам подразделений приступить к торжественному меро­приятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государствен­ный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К во­енной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исто­рических местах, у братских могил героев, павших за свобо­ду и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров ( что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?