Тема 8. Оформление научного аппарата
Создание научного текста предполагает умение использовать части чужого текста. Включение чужого текста возможно на уровне пересказа «своими словами» либо в виде цитаты, т.е. точной, дословной выдержки. И в том, и в другом случае научная этика требует ссылки на используемый источник (отсутствие таковой считается плагиатом, некорректным заимствованием чужой интеллектуальной собственности).
Прямые цитаты (буквальное изложение мысли автора) включаются в текст следующим образом:
Если цитата включается в текст, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы. Исследователь Т.Н. Звягина полагает, что «нелегко провести точную грань между песней и романсом, но всё же можно указать более или менее устойчивые различия» [Звягина, 1984, с. 13].
Если цитата включается в текст как прямая речь, используется соответствующая пунктуация. Автор пишет: «Музыка с ее высотной, ладовой, метрической организацией воздействует на психику человека, на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность, о чем писал еще В.М.Бехтерев» [Пушинская 2002: 42].
Если необходимо сократить цитату, на месте пропуска ставится многоточие (следите при этом, чтобы сокращение не привело к искажению авторской мысли). В данной работе автор замечает: «…Когда музыканты воспринимают музыкальные интервалы, то в их воображении автоматически возникает числовой ряд, отрезок которого равен определенному интервальному отрезку, т.е. представляется отрезок чисел от 1 до 4 - если слышат кварту, от 1 до 7, если септиму и т.д.» [1, с. 45].
Косвенные цитаты представляют собой переработку мысли автора и изложение её «своими словами». Например, прямая цитата (см. выше 1) может быть трансформирована в косвенную следующим образом: Исследователь Т.Н. Звягина полагает, что между романсом и песней достаточно сложно провести точную грань, но тем не менее различия существуют [Звягина, 1984, с. 13].
Задание 27. Найдите и исправьте ошибки при оформлении цитат и сносок.
1. «Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры, отличающие одну эпоху от другой», отмечает Драч Г.В [98]. 2. В.А.Штофф считает «модель – это такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». /11-199/ 3. Дмитриева Н.А. пишет, что: «Оказывается, что всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития.» [с.106, 2]. 4. Автор отмечает «Сейчас наше общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава, его норм» [Костомаров В.Г.: С. 35.] 5. Юрий Лотман утверждает, что «Роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир» [5, 37], и мы будем придерживаться такого мнения.
Задание 28. Преобразуйте фрагмент статьи, записав его своими словами с использованием прямых и косвенных цитат. Используйте сноски.
В музыкальной культуре человечества за прошедшие века как в волшебной копилке накопилось множество разнообразных музыкальных произведений и отдельных мелодий. Различных по содержанию, настроению, написанных для солистов и различных групп исполнителей. Все они относятся к разным видам, так называемым жанрам. Понятие - жанр - принадлежит не только к музыкальному искусству. В литературе, живописи и др. искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д. Значит к одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В музыке понятие жанра очень ёмко и многогранно. Например: к камерному жанру мы относим произведения, написанные для отдельных инструментов (фортепиано, скрипки, трубы и т.д.) и для небольших ансамблей и оркестров.
В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются.
Одним из древнейших музыкальных жанров является народная, фольклорная музыка, в основе которой лежит песенная мелодия, передающая особенности национального колорита в произношении гласных звуков и слов, присущие определенным районам. Особая манера исполнения играет здесь очень важную роль. Это связано со многими особенностями культуры и быта. Недаром FOLKLORE (староангл.) переводится как «народная мудрость».
- «Стилистика научного текста»
- Тема 1. Определение научного стиля
- Тема 2. Лексические особенности языка научного стиля
- Тема 3. Грамматические особенности научной речи
- Тема 4. Чтение научного текста и переработка отобранной информации
- 1 Этап. Изучение основной информации.
- 2 Этап. Получение дополнительной информации.
- Задание для тренировки навыков чтения
- Тема 6. Виды компрессия первичного текста: план, конспект, аннотация
- Тема 7. Виды компрессия первичного текста: реферат
- Тема 8. Оформление научного аппарата
- Общая схема библиографического описания
- Примеры оформления источников в соответствии с гост 7.1 - 2003
- Тема 9. Курсовая и дипломная работы
- Тема 10. Устное научное выступление. Научная полемика
- Список литературы Основная литература
- Текст № 1 Математический компонент музыкального языка
- Взаимосвязь музыки и речи
- Текст №3 Использование современных компьютерных технологий в эстетическом воспитании школьников
- «Стилистика научного текста»