Тема 7. Виды компрессия первичного текста: реферат
Реферат – вторичный текст, содержащий изложение основного содержания первичного научного текста, отличающийся постоянством структуры и разнообразными информационными функциями.
Репродуктивный реферат – краткое изложение содержания первичного текста.
Продуктивный (аналитический) реферат-обзор передаёт основное содержание нескольких первичных текстов по выбранной для рассмотрения проблеме, а также представляет анализ информации и ее оценку.
Таблица 4
Языковые средства, оформляющие реферат-резюме
№ | Смысловой компонент текста статьи (книги) | Языковые средства выражения |
1 | Тема и название | Данная (настоящая, рассматриваемая, реферируемая) статья (книга) называется (носит название, озаглавлена…) Тема статьи (книги)… Статья (книга) посвящена теме (чего), написана на тему… В статье рассказывается (о чем)… |
2 | Проблематика | В статье (книге) рассматривается (что), ставится вопрос (о чем)… Автор касается вопросов (чего), затрагивает проблемы (чего), освещает вопрос (о чем), говорит о проблемах (чего), останавливается на следующих вопросах… |
3 | Композиция | Книга состоит из…глав (частей, разделов). Статья делится на …части. Во вступительной (первой) части статьи (в предисловии) говорится (о чем), ставится вопрос (о чем), дается краткий обзор (чего), речь идет (о чем), излагается история вопроса, автор обращается к вопросу (к проблеме). В основной части статьи дается описание (чего), анализ (чего), оценка (чего, чему), характеристика (чего), излагается точка зрения (взгляды) автора (на что). Во второй главе (части) значительное (большое) место уделяется (чему), большое внимание уделяется (чему), в центре внимания находится (что), внимание обращается (на что). В заключительной части (в заключении) подводятся итоги исследования, делается вывод (о чем), обобщается (что), дается оценка (чему), подчеркивается (что). |
4 | Содержательная характеристика авторского текста | Автор называет, описывает, анализирует, рассматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что), сравнивает, сопоставляет (что, с чем), противопоставляет (что, чему), критически осмысливает (что). В статье исследуется, изучается, доказывается, утверждается (что), опровергается, характеризуется (что, как), сравнивается (что, с чем), противопоставляется (что, чему), высказывается мнение (о чем), представлена точка зрения (на что), доказано (что). В статье содержатся спорные, дискуссионные положения, противоречия |
5 | Анализ различных точек зрения | Существует несколько точек зрения на данную проблему. В современной науке проблема трактуется неоднозначно. Остановимся на нескольких подходах к решению рассматриваемого вопроса. Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Есть и другая точка зрения, высказанная (кем) в статье (какой). Позиция автора статьи (книги) близка точке зрения (чьей), сближается с (чем). |
6 | Основание для утверждения, соответствия или противопоставления, доказательства | Это доказывает, подтверждает (что) Это соответствует, противоречит (чему) На основании (чего) автор утверждает, считает, доказывает (что) Автор опирается при доказательстве (на что), объясняет (что, чем), исходит (из чего). На основании (чего) автор высказывает мнение (о чем) |
7 | Включение дополнительной информации в авторский текст | Важно отметить (что), необходимо подчеркнуть (что), надо сказать (что), представляется важным (что), необходимо добавить (что), кроме того… |
8 | Адресат | Книга (статья) адресована специалистам, широкому кругу читателей, всем, кто интересуется (чем), школьникам, студентам. Статья (книга) рассчитана (на кого), представляет интерес (может представлять) интерес (для кого), заинтересует (кого), обращена (к кому), затрагивает интересы (чьи). |
Таблица 5
Языковые средства, оформляющие реферат-обзор
№ | Смысловой компонент текста | Языковые средства выражения |
1 | Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор | В современной (какой) науке особенную актуальную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (критиков, искусствоведов и т.д.) привлекает вопросы (чего) |
2 | Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) | Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, книги)… Эта проблема рассматривается в следующих работах… |
3 | Описание основных подходов | Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует две (три) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… (см. таблицу 2, пункт 5) |
4 | Изложение сущности различных точек зрения | Автор считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого) Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чем), сводится (к чему) Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)… |
5 | Сравнение точек зрения | Сходство: Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто), позиция автора близка взглядам (кого), автор опирается на концепцию (какую, чью), автор является последователем (кого), он разделяет мнение (кого) по вопросу… (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому). Различие: Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого, на что), значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается от (чего) тем, что… Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что… Есть и другая точка зрения, высказанная (кем) в статье (какой). Позиция автора статьи (книги) близка точке зрения (чьей), сближается с (чем). |
6 | Отношение к рассматриваемым точкам зрения (в аналитическом реферате-обзоре или в реферативной части научной работы) | Согласие/несогласие: Мы согласны/не согласны (с чем). Мы не можем принять точку зрения (какую, чью, на что)… Трудно согласиться (с чем). Нельзя принять утверждение (кого, о чем), потому что… Оценка: Данная точка зрения оригинальна (интересна, любопытна). Нельзя не отметить (что)… |
7 | Мотивированный выбор точки зрения | Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений… Мы присоединяемся к точке зрения, высказанной (где, кем), потому что… |
Задание 25. Пользуясь материалами таблицы, напишите реферат-резюме одной из основных статей (книг), использованных вами в курсовой работе.
Задание 26. Напишите реферативную часть курсовой работы, содержащую анализ точек зрения, имеющихся в научной литературе по вашей теме. Пользуйтесь материалами таблицы.
- «Стилистика научного текста»
- Тема 1. Определение научного стиля
- Тема 2. Лексические особенности языка научного стиля
- Тема 3. Грамматические особенности научной речи
- Тема 4. Чтение научного текста и переработка отобранной информации
- 1 Этап. Изучение основной информации.
- 2 Этап. Получение дополнительной информации.
- Задание для тренировки навыков чтения
- Тема 6. Виды компрессия первичного текста: план, конспект, аннотация
- Тема 7. Виды компрессия первичного текста: реферат
- Тема 8. Оформление научного аппарата
- Общая схема библиографического описания
- Примеры оформления источников в соответствии с гост 7.1 - 2003
- Тема 9. Курсовая и дипломная работы
- Тема 10. Устное научное выступление. Научная полемика
- Список литературы Основная литература
- Текст № 1 Математический компонент музыкального языка
- Взаимосвязь музыки и речи
- Текст №3 Использование современных компьютерных технологий в эстетическом воспитании школьников
- «Стилистика научного текста»