Тема 10. Устное научное выступление. Научная полемика
Устные научные жанры весьма многочисленны и разнообразны. Они делятся на монологические (научный доклад, научное сообщение, защитное слово, лекция, устный ответ на экзамене) и диалогические (научная дискуссия, семинар, опрос).
В целях упрощения текста для восприятия слушателями, вовлечения последних в процесс взаимодействия рекомендуется:
1. Вести речь от первого лица [местоимение я + глагол в личной форме], по возможности избегая безличных конструкций: Письменный вариант: Следует более подробно рассмотреть этот вопрос. Устный вариант: Я попытаюсь рассмотреть этот вопрос подробнее.
2. Включать в текст средства диалогизации речи, например, использовать местоимение вы: Как вы помните…; Вы, наверное, слышали и т.п.; использовать глаголы в повелительном наклонении: Обратите внимание…; Постарайтесь запомнить…; Давайте вернемся к… и т.п.; включать в монолог структуру «вопрос – ответ»: Что же такое стиль? Стиль – это…
3. Трансформировать сложные формы и конструкции в более простые, адекватные устной речи: перестроить причастные и деепричастные обороты в придаточные предложения с глаголом в личной форме, избегать использования отглагольных существительных, страдательный залог, не использовать цепочки слов в форме родительного падежа, длинные сложноподчиненные предложения.
Доклад - устное сообщение по определенной проблеме, о ходе исследования и его результатах.
Традиционная композиция доклада включает начало (Уважаемые слушатели! Уважаемые преподаватели! Тема моего доклада …, Работа посвящена проблеме…, Я остановлюсь на следующих вопросах…, Была проведена следующая работа…, Эта проблема актуальна…, Предмет исследования…, Работа, выполненная на материале…); основную часть доклада (Исходным положением, на которое опирается теория является…, Делается попытка рассмотреть …, Данной теме посвящены работы…); окончание (Подводя итог заметили… В заключении хотелось бы сказать…Благодарю за внимание…).
Полемика— это публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. При этом в процессе полемики решаются социально значимые вопросы, выступления оппонентов направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.
Структура полемики:
1) обсуждаемая тема; тезис, выдвигаемый одной стороной, аргументы в поддержку данного тезиса; иллюстрации аргументов;
2) тезис, выдвигаемый другой стороной, контраргументы, иллюстрации контраргументов.
Задание 34. Подготовьте устное сообщение по одной из предложенных тем и выступите перед группой.
Задание 35. Составьте текст защитного слова, включив него следующие структурные элементы: тема, актуальность, предмет, объект, противоречия, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, полученные результаты. Подготовьте текст защитного слова к произнесению. Обдумайте ответы на предполагаемые вопросы оппонентов.
Задание 36. Разработайте тезис и систему аргументов к проблемной теме в рамках вашей специальности. Приготовьтесь к полемике по данному вопросу.
- «Стилистика научного текста»
- Тема 1. Определение научного стиля
- Тема 2. Лексические особенности языка научного стиля
- Тема 3. Грамматические особенности научной речи
- Тема 4. Чтение научного текста и переработка отобранной информации
- 1 Этап. Изучение основной информации.
- 2 Этап. Получение дополнительной информации.
- Задание для тренировки навыков чтения
- Тема 6. Виды компрессия первичного текста: план, конспект, аннотация
- Тема 7. Виды компрессия первичного текста: реферат
- Тема 8. Оформление научного аппарата
- Общая схема библиографического описания
- Примеры оформления источников в соответствии с гост 7.1 - 2003
- Тема 9. Курсовая и дипломная работы
- Тема 10. Устное научное выступление. Научная полемика
- Список литературы Основная литература
- Текст № 1 Математический компонент музыкального языка
- Взаимосвязь музыки и речи
- Текст №3 Использование современных компьютерных технологий в эстетическом воспитании школьников
- «Стилистика научного текста»