logo
6210

Тема 2. Лексические особенности языка научного стиля

Слово в научной речи обычно называет класс однородных предметов, т.е. выражает не частное, индивидуальное, а общее научное понятие. Важным компонентом лексики являются термины. Термин – это слово или словосочетание, соотнесённое со специальным (научным, профессиональным) понятием. Термины отличаются от других слов отсутствием экспрессивно-стилистической окраски. Совокупность терминов представляет собой понятийный аппарат науки. При этом одни термины являются узкоспециальными (специфические термины одной научной области), например, партитура, увертюра, дивертисмент и т.п.; другие – межотраслевыми (слова, употребляющиеся в нескольких областях науки), например, валентность – в физике и языкознании; знак – в математике и языкознании и т.п.; третьи – общенаучными (слова, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.

В основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение).

Дефиниция – это перечисление идентификационных признаков понятия. Идентификационные признаки устанавливают точное соответствие между понятием и словом его обозначающим. В определении могут быть названы все родо-видовые признаки понятия (квалификационная дефиниция) и некоторые признаки (ситуативная дефиниция).

Например: Гомофония – вид многоголосия, при котором один голос (мелодия) главенствует, а все остальные голоса играют подчинённую роль (гармоническое сопровождение, аккомпанемент) (квалификационная дефиниция).

Гомофония является разновидностью многоголосия (ситуативная дефиниция).

Квалификационная дефиниция используется при первом упоминании термина в работе, при введении нового или малоизвестного термина. Ситуативная дефиниция вводится при повторном упоминании термина, при использовании общеизвестного термина.

В научном стиле используется абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, интерес, значение и т.п.

Поскольку научный текст должен воздействовать на разум слушателей, выражение отношения в научной речи осуществляется посредством использования прилагательных с рациональной оценкой, например, важный, оптимальный, значимый и т.п. Исключение составляют тексты научно-популярного характера: поскольку речь, адресованная широкому кругу читателей должна быть выразительной, в научно-популярных текстах используются эмоционально-оценочные прилагательные, например, великолепный, роскошный, удивительный и т.п. Кроме того, эмоционально-оценочные прилагательные могут встречаться в искусствоведческих текстах и текстах, посвященных музыковедению, поскольку художественные и музыкальные произведения оказывают воздействие на эмоциональную сферу человеческой жизни. Использование в специальных текстах научной фразеологии не является способом создания эмоционально-экспрессивной окраски. Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов, например, семейство музыкальных инструментов, лёгкая музыка, конкретная музыка и т.п.

Большой пласт научной лексики представлен интернационализмами. Они встречаются в ряде языков и обладают фонетическим, грамматическим и семантическим сходством, например, аналог – analog, система – system.

Таблица 1

Словообразовательные элементы греческого происхождения

а— отрицание

авто — сам

агр(о) — поле

антроп(о) — человек

арифм(о) — число

арх(и) — начало, главенство

архе(о) — древний

атм(о) — воздух

аэр(о) — воздух

бактериа — палочка

би(о) — жизнь

библи(о) — книга

гели(о) — солнце

ге(о) — земля

гидр(о) — вода

гипер — сверх

гипо — внизу, снизу, под

грамма — запись, буква

граф(о) — писать

ди — два

диа — между

дин(амо) — сила

дром — бег, путь

зоо — животное

кал(ли) — прекрасный

кардио — сердце

кило — тысяча

кине — движение

лекс(ико) — слово

логос — слово, мысль, учение

макр — крупный

мело — песня

мета — за-, пере-

метр(ия) — мера

механик — машина

мио — мышца

моно — один, единый

морф — форма

нео — новый

оним — имя

ойкос (эко) — дом

пале(о) — древний

пан(о) — весь, всё

педо — дитя

поли — много

псевд(о) — ложь

псих(о) — душа

стат(и) — стоящий

теле — далеко

тео — бог

термо — тепло

тетра — четыре

техн(о) — искусство,

мастерство

фил(а) — любитель, друг

фито — растение

-фоб,-фобия боящийся,

боязнь

фон(о) — звук

фот(о) — свет

хоре(о) — пляска

хрон(о) — время

цито — клетка

эго — я

экзо — снаружи

эндо — внутри

этн(о) — народность

Таблица 2

Словообразовательные элементы латинского происхождения

ави(а) — птица

акв — вода

антикв — древний

арм — оружие

ауди — слушать

би — дву-

бреви — краткий

вибр(о) — дрожать

вит(а) — жить

витр — стекло

вице — вместо

гом(о) — человек

гранд — большой

де — удаление, отмена,

движение назад

дец(и) — десять

дикт(о) — говорит

дис (диз) — разделение,

отделение, отрицание

ду — два

интер — между

интра — внутри

квази — якобы

колор — цвет

лабор — труд

линг(в) — язык

максим — наибольший

меди — середина

мемор — память

милли — тысяча

мото — двигатель, движение

мульти — много

нигил — ничего

номин — имя

пост — после

плюр — много

прим — первый

радио — излучать

ре — вновь, назад,

обратно

ретро — назад, обратно

санти — сто

соци(о) — общество

стру(кт) — строить

суб — под

супер, супра — над, верх

терции — третий, треть тра(нс) — за, пере-

ультим(о) — последний, крайний

ультра — более, сверх, за

цент — сто

цитр(о) — лимон

экстра — вне, сверх

юр(и) — право

Активными способами образования терминов являются: образование отглагольных существительных со значением абстрактного понятия при помощи суффиксов –ени(е), -ани(е), -к, нулевого суффикса (детонирование, аранжировка); образование существительных со значением отвлеченного признака при помощи суффикса –ость (тональность); образование существительных со значением предмета при помощи суффикса –тель (исполнитель); образование сложных существительных, аббревиатур (музыкознание, струнодержатель); образование терминологических сочетаний слов (музыкальная форма, нотный стан).

Задание 3. Выпишите из Текста №1 (см. Приложение) специальные и общенаучные термины (если есть межотраслевые) в две колонки. Сравните: использование каких терминов характерно для данного текста. Охарактеризуйте способы образования представленных ниже терминов.

Задание 4. Выпишите из Текста № 2 и №3 (Приложение) прилагательные с рациональной и эмоциональной окраской. Использование каких прилагательных характерно для каждого текста.

Задание 5. Объясните значение слов иноязычного происхождения.

Полифония, хронология, синхронный, артикуляция, фонограмма, транспозиция, нигилизм, плюрализм, витальный, аудирование, каллиграфия, статичность, асинхронный, дезориентация, декодирование.

Задание 6. Подберите к русским словам и словосочетаниям терминологические синонимы иноязычного происхождения.

Происхождение, уподобление, соединять, закреплять, приспосабливать, крайне неприятный, невыраженный, краткость, перерыв, объединение, исполнение, цель, умственный, соответствующий, воспроизведение.

Задание 7. Подберите к предложенным терминам слова с антонимическими значениями.

Интегрировать, аналитический, ассоциация, ассимиляция, микроскопический, баланс, гомогенный, социальный, конвергенция, адаптация, дистантное (общение), аморфный, перспектива, централизация, конкретизировать, имплицитный.

Задание 8. Определите, какие фразеологизмы являются научными терминами.

Прямой угол, точка замерзания, причастный оборот, пойти навстречу, ушная раковина, звонкие согласные, адамово яблоко, точка пересечения, сложноподчиненное предложение, камень преткновения, точка кипения, кривая потребления, конечный продукт, начать с азов, ноу-хау, солнечное сплетение, потребительская корзина, прямой угол.

Задание 9. Определите тип каждой из представленных ниже дефиниций. Обоснуйте своё мнение, выделяя родовые и видовые признаки в квалификационных дефинициях и указывая на отсутствие каких-либо из них в ситуативных.

Образец выполнения: Литота – стилистическая фигура (родовой признак), состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности, напр.: «он не блещет умом» (1 видовой признак); иногда литота имеет характер обратной гиперболы, напр.: «а сам с ноготок» Некрасов (2 видовой признак).

1. Диатоника [от греч. diatonikos – переходящий от тона к тону] – семиступенная музыкальная система, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам или квартам.

2. В результате альтерации основных ступеней диатонического лада могут появляться хроматические интервалы.

3. ВИдение – см. визуальное мышление; психология искусства.

4.ВидЕние – идеальный зрительный образ, преследующий художника, иногда на протяжении всей жизни.

5. Трубадуры – поэты-певцы и поэтическая школа на юге Франции, севере Италии и востоке Испании в 11-13 вв., разрабатывавшая любовно-рыцарскую тематику и создавшая свыше 900 стиховых форм, многие из которых существуют и поныне (баллада, серенада, сонет и т.д.).

6. Добавочные тоны – неаккордовые звуки, усложняющие гармонию и образующие новые, часто диссонирующие сочетания с аккордовыми звуками.

Задание 10. Составьте квалификационную дефиницию для каждого термина, распределяя идентификационные признаки по принципу «от общего к частному».

История музыки

- от его зарождения до современности

- наука

- развитие музыкального искусства

- изучающая процесс

Оперный финал

- опера, оперетта, балет или отдельный акт

- музыкально-сценическое произведение

- ряд эпизодов

- чередование сольного, ансамблевого и хорового пения

- заключительная сцена

Задание 11. Сформулируйте квалификационные и ситуативные дефиниции для следующих терминов: нотная грамота, аранжировка, сольфеджио, увертюра, секстет.

Задание 12. Определите в каких дефинициях допущены ошибки или неточности. Запишите правильный вариант.

Сюрреализм – бесконтрольность сознания. Внимание – прилагаемые усилия с целью что-то увидеть. Инерция – бездеятельность, отсутствие активности, инициативы. Регресс – обратное движение. Полька – прыжковый танец. Компиляция – механическое соединение исследований. Феномен – суперчеловек или необычное явление. Попурримножественность мелодий. Доля – мера ритма. Прелюдия – инструментальная пьеса.

Задание 13. Выпишите ключевые понятия из текста «Математический компонент музыкального языка» (Приложение). Составьте для них квалификационные дефиниции.