logo
6210

Тема 6. Виды компрессия первичного текста: план, конспект, аннотация

Одним из видов работы над научным текстом является компрессия (сжатое изложение основной информации текста-первоисточника). Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию. По-настоящему осмысленным считается текст, основное содержание которого можно передать в сжатой форме разными способами.

План отражает содержание текста в наиболее сжатой форме.

Виды планов:

  1. Назывной: состоит из назывных предложений, информационным центром которых чаще всего становится отглагольное существительное, например, Организация социологического исследования. Планирование обработки социологической информации.

  2. Вопросный: : состоит из вопросительных предложений, при помощи которых выясняется новая информация, например, Как осуществляется социальное планирование? Каковы методы измерения социальных признаков?

  3. Тезисный: состоит из повествовательных предложений, в которых формулируются основные положения абзаца или части текста своими словами или посредством цитат.

Конспект – результат мыслительной переработки и фиксации текста с целью дальнейшего восстановления с необходимой полнотой.

Виды конспектов:

  1. Интегральный: передает все основные положения работы и важнейшие смысловые связи в форме, удобной для составителя.

  2. Селективный: включает информацию, представляющую новизну и значимость для составителя, но не отражает всех основных тезисов и логики изложения.

Способы конспектирования:

  1. Цитатный: дословная выписка важной по смыслу информации с указанием номера страницы источника.

  2. Перефразирование: изложение информации в несколько измененном и сокращенном виде.

  3. Переработка: изложение содержания своими словами.

Аннотация текста – сжатая характеристика текста, отражающая главные проблемы первичного текста и адресата. Иногда в аннотации может отражаться композиция исходного текста и иллюстративный материал. Аннотация оформляется при помощи языковых клише.

Таблица 3

Языковые средства, оформляющие аннотацию

Смысловой компонент текста

Языковые средства выражения

Название и тема

Данная (настоящая, рассматриваемая, аннотируемая) статья (книга) называется (носит название, озаглавлена…)

Тема статьи (книги)…

Статья (книга) посвящена теме (чего), написана на тему…

В статье рассказывается (о чем)…

Проблематика

В статье (книге) рассматривается (что), ставится вопрос (о чем)…

Автор касается вопросов (чего), затрагивает проблемы (чего), освещает вопрос (о чем), говорит о проблемах (чего), останавливается на следующих вопросах…

Содержательная характеристика

В статье (книге) утверждается (что), представлена точка зрения (на что), обобщается опыт работы (с чем, над чем), дается анализ (чего), научное обоснование (чего), оценка (чему), описание (чего), развернутая критика (чего), подробный разбор (чего), рецензия (на что), отзыв (о чем), отчет (о чем)

Композиция

Книга состоит из…глав (частей, разделов). Статья делится на …части.

Во вступительной (первой) части статьи (в предисловии) говорится (о чем), ставится вопрос (о чем), дается краткий обзор (чего), речь идет (о чем), излагается история вопроса, автор обращается к вопросу (к проблеме).

В основной части статьи дается описание (чего), анализ (чего), оценка (чего, чему), характеристика (чего), излагается точка зрения (взгляды) автора (на что).

Во второй главе (части) значительное (большое) место уделяется (чему), большое внимание уделяется (чему), в центре внимания находится (что), внимание обращается (на что).

В заключительной части (в заключении) подводятся итоги исследования, делается вывод (о чем), обобщается (что), дается оценка (чему), подчеркивается (что).

Иллюстративный материал

Статья содержит (в статье, книге содержится) богатый иллюстративный материал, большое количество иллюстраций, много примеров.

Автор опирается на цифры (факты, данные), полученные (как, откуда, каким путем).

В статье (книге) цитируется (что), приводятся цитаты (откуда), высказывания (чьи), слова (чьи), цитируется (что).

Цель

Цель автора (статьи, книги) показать, объяснить, раскрыть (что), дать анализ (чего), оценку (чему), привлечь внимание (чье, к чему).

Адресат

Книга (статья) адресована специалистам, широкому кругу читателей, всем, кто интересуется (чем), школьникам, студентам.

Статья (книга) рассчитана (на кого), представляет интерес (может представлять) интерес (для кого), заинтересует (кого), обращена (к кому), затрагивает интересы (чьи).

Аннотация музыкального произведения - это письменное изложение анализа данного произведения. Существуют различные виды аннотации, также различны и предлагаемые планы оформления анализируемого материала по тематическим разделам. Общим же во всех случаях является то, что и в тех и в других присутствуют разделы музыкально-теоретического, вокально-хорового и исполнительского анализа средств художественной выразительности.

Анализируя музыкальное произведение, студент должен на основе всего комплекса средств художественной выразительности в итоге построить четко обоснованный исполнительский план (интерпретацию), показать ясно выраженное собственное отношение и понимание образного содержания произведения. Например, анализ хорового произведения осуществляется путем последовательного изучения следующих разделов:

Историко-эстетический анализ

  1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.

  2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

  3. История создания произведения, его основная идея и содержание.

Музыкально-теоретический анализ

  1. Форма произведения и его структурные особенности.

  2. Жанровая основа.

  3. Ладовая и тональная основа.

  4. Особенности гармонического языка.

  5. Мелодическая и интонационная основа.

  6. Метроритмические особенности.

  7. Темп и агогические отклонения.

  8. Динамические оттенки.

  9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.

  10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.

  11. Связь музыки и поэтического текста.

Вокально-хоровой анализ

  1. Тип и вид хора.

  2. Диапазон и тесситурные особенности произведения.

  3. Соотношение естественного и искусственного тесситурного ансамбля.

  4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».

  5. Приемы хорового письма.

  6. Виды хорового дыхания.

Исполнительский анализ

  1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.

  2. Ритмический ансамбль.

  3. Темповый ансамбль.

  4. Динамический ансамбль.

  5. Штриховой ансамбль.

  6. Дикционный и орфоэпический ансамбль.

  7. Исполнительская фразировка.

  8. Создание исполнительского плана.

  9. Репетиционный план.

Особенности дирижерского жеста

  1. Характеристика дирижерских жестов.

  2. Виды применяемых ауфтактов.

  3. Дирижирование фермат и пауз.

  4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.

(Гоголин М. Р. Работа студента над аннотацией хорового произведения: Учебное пособие. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2003 г.)

Задание 20. Составьте план для каждого текста из приложения: текст 1 - назывной, текст 2 – вопросный, текст 3 – тезисный.

Задание 21. Составьте конспект каждого текста из приложения, используя разные способы конспектирования: текст 1 - цитатный, текст 2 – перефразирование, текст 3 – переработка.

Задание 22. Составьте аннотацию для каждого текста из приложения.

Задание 23.Напишите аннотацию к любому музыкальному произведению.

Задание 24. Сделайте анализ аннотации музыкального произведения. Определите, какие композиционные части включает аннотация, чем отличается от развёрнутой аннотации.

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

«ЛЕГЕНДА»

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, профессор Московской консерватории. Пел в хоре Училища правоведения. Под его руководством прозвучали многие произведения для хора и оркестра, в том числе Девятая симфония Бетховена, «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна, различные оперы, а также свои сочинения. Чайковский был членом наблюдательного совета синодального училища.

Оперы Чайковского: «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая дама» – содержат много ярких хоровых сцен и отдельных хоров. Среди других произведений композитора с участием хора – кантаты «К радости», «Москва», в память двухсотой годовщины рождения Петра Великого, хоры к юбилею О. Петрова, хоры a cappella («Соловушка» – на собственный текст, посвящен хору Императорской оперы в Петербурге; «Не кукушечка во сыром бору» и «Без поры да без времени» – на текст Н. Цыганова и «Что смолкнул веселия глас» – на слова Пушкина, посвящены Бесплатному хоровому классу Мельникова), ряд хоровых переложений различных произведений – «Легенда», авторское переложение «Неаполитанской песенки». Чайковским написано также несколько культовых сочинений, в том числе Всенощное бдение и Литургия.

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) – русский поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. За участие в кружке М. Петрашевского приговорён в 1849 году к смертной казни, заменённой ссылкой в Оренбургские линейные войска.

Как поэт Плещеев начал печататься в 1844 году. Стихи поэта «Вперёд! Без страха и сомненья…», «По чувствам братья мы с тобой…» из первого сборника «Стихотворения» (1846) стали революционными песнями. После ссылки Плещеев примкнул к революционным демократам, сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки».На 60-е годы падает расцвет творчества поэта: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861 и 1863), 2 тома «Повестей и рассказов».

В стихах Плещеева, посвящённых народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н. Некрасова. В любовную и пейзажную лирику Плещеева вторгаются гражданские мотивы («Летние песни»). Писал Плещеев стихи и для детей (сборник «Подснежник»,1878). Поэтом переведены произведения европейской литературы: немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французской (В. Пого, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петефи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля). Многие стихи Плещеева положены на музыку («Ни слова, о друг мой…» П. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Хор «Легенда» написан в жанре хоровой миниатюры. Основу текста составляют эпизоды из жизни Иисуса Христа. Произведение имеет простую двухчастную куплетную форму. Из ладов встречается гармонический и мелодический минор. Основная тональность – е-moll. Размер простой – 2/4.

В первой части хора темп Moderato (умеренно), во второй части он замедляется (Meno mosso). Динамика разнообразна: от pp до ff. Склад письма – гомофонно-гармонический.

Произведение написано для смешанного хора a cappella. Состав хора: сопрано, альты, тенора, басы. У басов встречается divisi на второй странице в 3, 4, 7, 8 тактах, а также в предпоследнем такте всего произведения.

Диапазоны голосов:

Кульминация произведения – на 2 странице в 6 такте 3 строчки.

Исполнительские трудности – скачки на ч. 4, ч. 5, ч. 8 [ни хрена себе!], м. 6, ум. 4. В мелодике встречаются хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Дирижёрский жест – legato. Дирижерские трудности заключаются в показе crescendo и diminuendo, а также в передаче хору характера и настроения пр.