2.1.2. Наводнения
Наводнения — затопление значительной части суши в результате подъема воды в реках, озерах, морях, искусственных водоемах. Большинство наводнений вызываются сильными ливневыми дождями, интенсивным таянием снегов, нагоном воды ветром со стороны моря в устья рек.
Особую опасность представляют наводнения, возникающие вследствие ураганов у прибрежной полосы моря, внезапного прорыва дамб, плотин, при разрушении гидротехнических сооружений. Эти наводнения сопровождаются переносом не только воды, но и всех обломков, материалов, встречающихся на пути, что вызывает катастрофический характер.
Примером таких наводнений может служить наводнение 12–13 ноября 1970 г. в районе Бенгальского залива, когда мощная нагонная волна высотой 10–15 м в течение нескольких минут накрала густонаселенную часть материкового побережья. Погибло более 800 тыс. человек, 300 тыс. голов скота, разрушено 200 тыс. домов.
Возникли эпидемии холеры и брюшного тифа, что значительно увеличило масштабы трагедии.
В 1976 г. в Пакистане от наводнения погибло около 1 млн. человек.
Уже много лет наводнения наносят значительный ущерб Санкт-Петербургу. За время существования город подвергался наводнениям более 240 раз. Самым сильным было наводнение в ноябре 1824 г., когда вода поднялась выше ординара на 420 см, чем был нанесен огромный ущерб. Ровно через 100 лет в ноябре подъем воды достиг 30 см, и т. д.
В целом, в ходе наводнения гибнут люди, сельскохозяйственные животные, разрушаются, повреждаются здания, сооружения, энергетические коммуникации, утрачиваются материальные и культурные ценности, нарушается хозяйственная деятельность, прерывается работа предприятий, гибнет урожай, затапливаются плодородные почвы и др.
Масштабы последствий наводнения зависят в значительной степени от плотности населения, интенсивности хозяйственной, промышленной деятельности региона, наличия защитных гидротехнических сооружений и др. По материальному, финансовому ущербу наводнения уступают лишь землетрясениям.
В зависимости от причин затопления (тайфун, волнение моря и т. д.), скорости течения воды, высоты волны, плотности населения бедственную территорию делят на четыре зоны катастрофического затопления.
Первая зона примыкает к гидросооружению или береговой черте и простирается на 6–10 км, высота волны достигает нескольких метров и скорости течения до 30 км/ч. Вторая — зона быстрого течения со скоростью 15–20 км/ч. Третья — зона среднего течения со скоростью 10–15 км/ч протяженностью до 30–50 км. Четвертая — зона слабого течения-разлива со скоростью 6–10 км/ч протяженностью 50–70 км.
С получением прогноза о наводнении осуществляется оповещение населения, в котором указывается ожидаемое время затопления, примерные границы затапливаемой территории, порядок действий населения, порядок эвакуации. При этом необходимо взять с собой документы, деньги, аптечку, комплект одежды и обуви по сезону, трехдневный запас продуктов питания.
При внезапном наводнении необходимо быстрее занять безопасное возвышенное место, не следует поддаваться панике, принять меры для своевременного обнаружения спасателями.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- 1.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях
- 1.1. Содержание предмета
- 1.2. Понятие о чрезвычайной ситуации
- 1.3. Классификация чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
- 1.5. Правовые организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности людей рф
- 2. Характеристика чрезвычайных ситуаций и их поражающих факторов
- 2.1. Характеристика стихийных бедствий
- 2.1.1. Землетрясения
- 2.1.2. Наводнения
- 2.1.3. Ураганы, бури, смерчи
- 2.1.4. Природные лесные, торфяные пожары
- 2.2. Характеристика производственник аварий, катастроф
- 2.3. Аварии, катастрофы на химически опасных объектах
- 2.3.1. Общая характеристика химически опасных объектов
- 2.3.2. Степени опасности объектов использование сдяв
- 2.3.3. Характеристика зоны химического заражения сдяв
- 2.4. Аварии, катастрофы на радиационно-опасных объектах
- 2.4.1. Особенности аварий на аэс
- 2.4.2. Характеристика радиационного заражения при аварии на аэс
- 2.5. Характеристика аварий, катастроф на водном транспорте
- 2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте
- 2.7. Экологические катастрофы
- 2.8. Эпидемиологические катастрофы
- 2.9. Анатомо-физиологическое воздействие на человека поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях
- 2.10. Анализ развития аварийных ситуаций на типовом производстве
- 2.11. Экономическая оценка ущерба от чрезвычайной ситуации
- 2.11.1. Оценка прямого ущерба
- 2.11.2. Определение показателя предотвращенного ущерба
- 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
- 3.1. Основные положения Закона «о защите населения и территорий от чс»
- 3.2. Основные принципы и способы защиты населения от чс
- 3.3. Средства коллективной защиты населения
- 3.4. Эвакуация населения, ее особенности
- 3.5. Средство индивидуальной защиты населения
- 3.5.1. Средства защиты органов дыхания
- 3.5.2. Средства защиты кожи
- 3.5.3. Медицинские средства защиты
- Допустимое время пребывания людей в защитной одежде
- 3.6. Способы и средства обеззараживания портов, плавсредств
- 3.6.1. Понятия о дезактивации, дегазации, дезинфекции
- 3.6.2. Вещества и растворы для дезактивации, дегазации и дезинфекции
- 3.6.3. Способы и технические средства обеззараживания
- 3.6.4. Обеззараживание судов
- 3.7. Проведение аварийно-спасательных и других работ
- 3.8. Оказание первой медицинской помощи в чс
- 3.9. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 3.10. Повышение устойчивости работы объектов водного транспорта
- 3.10.1 Организация исследований по оценке устойчивости объектов
- 3.10.2. Мероприятия по повышению устойчивости работы водного транспорта
- 3.11. Морально-психологическая подготовка, ее назначение в чрезвычайных ситуациях
- Безопасность жизнедеятельности