1.4. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС» создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами этой системы являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории от ЧС;
осуществление программ по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования предприятий;
сбор, обработка информации в интересах защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения, к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
ликвидация ЧС.
Правительство РФ через Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяет порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территории от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, руководство соответствующими органами и структурами на местах. Региональные центры, по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске.
Непосредственное решение вопросов по чрезвычайным ситуациям на местах, в регионах организуется комиссиями по ЧС регионов, организаций, учреждений, учебных заведений и т. п., возглавляемыми их руководителями с привлечением необходимых сил и средств.
Производственные аварии, катастрофы, стихийные бедствия приводят к значительным людским потерям, огромным материальным ущербам и т. п., поэтому необходимо своевременно проводить мероприятия по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости объектов возможным поражающим факторам, проводить соответствующие профилактические мероприятия, организовывать защиту населения.
При возникновении чрезвычайной ситуации необходимо умело, четко организовать защиту населения, руководить работами по спасению людей, техники, имущества, провести мероприятия по ликвидации последствий ЧС.
Структурную схему организации обеспечения безопасности населения в ЧС можно представить в виде рис. 1.3.
Рис. 1.3. Схема организации обеспечения БЖ в ЧС
Президент РФ принимает решения в области защиты населения и территории от ЧС, вводит чрезвычайное положение, принимаем решения о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Правительство РФ на основании законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления, распоряжения в области защити населения и территории от чрезвычайных ситуаций, принимает религия о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС, определяет порядок привлечения войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС.
Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерство РФ по ЧС) связано со всеми министерствами, ведомствами, региональными центрами по ЧС. В соответствии с поступающей информацией о ЧС и данных об их разведке, наблюдении и контроле аналитическим расчетным центром разрабатываются мероприятия по спасению людей, материального оборудования в зоне ЧС и по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. В зависимости от характера чрезвычайных ситуаций, их поражающих факторов и особенностей развития обстановки в зоне бедствия могут быть использованы те или иные средства: силы быстрого реагирования, воинские части ГО, аварийно-спасательные подразделения, медицинская служба ГО (МСГО), силы и средства ГО объектов, организаций. Важнейшее значение в повышении эффективности проводимых мероприятий будет иметь своевременное обучение населения защите от ЧС.
На рис. 1.4 представлены основные этапы проводимых мероприятий по предупреждению, развитию ЧС до ликвидации ее последствий.
Рис. 1.4. Схема мероприятий по ЧС
Прогнозирование возможной аварии, катастрофы, стихийного бедствия на первом этапе имеет большое значение, т. к. позволяет провести предварительную оценку возможных поражающих факторов, их воздействия на людей, среду обитания, оборудование, на производство в целом и определить необходимые силы и средства противодействия. После чего формируются необходимые силы для проведения аварийно-спасательных работ, оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Осуществляются мероприятия по локализация зоны ЧС, эвакуации населения, оказанию продовольственной, жилищной помощи. Проводятся ремонтно-восстановительные работы, мероприятия по снижению размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь до окончания ликвидации последствий ЧС.
Гражданская оборона (ГО) является составной частью общегосударственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время, для защиты населения и народного хозяйства от последствий катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.
Гражданская оборона на предприятиях, объектах экономики, организациях строится таким образом, чтобы обеспечить эффективнее использование людских и материальных ресурсов. ГО строится по территориально-производственному принципу. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии народных депутатов, исполнительной власти, так и через министерства, ведомства, ведающие производственной деятельностью.
В соответствии с законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» на гражданскую оборону предприятий, учреждений, объектов возлагаются основные задачи:
защита рабочих, служащих, населения от производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий;
повышение устойчивости работы предприятий для противостояния возможным поражающим факторам, возникающим при ЧС;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидация последствий ЧС;
поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;
обучение рабочих, служащих способам защиты от воздействия аварий, катастроф и стихийных бедствий в составе невоенизированных формирований и др.;
поддержание в постоянной готовности системы оповещения о ЧС.
Для выполнения этих задач ГО имеет организационную структуру, принципиальная схема которой представлена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Структура ГО ЧС
Как видно ГО предприятия состоит из:
управления ГО (начальник ГО — руководитель предприятия, его заместители и штаб ГО, комиссия по ЧС — КЧС);
служб, создающихся на базе существующих на предприятии подразделений производства;
сил ГО в виде невоенизированных формирований.
Начальник ГО предприятия, объекта подчиняется должностным лицам министерства, начальнику ГО города, района. Начальник ГО, его заместители, штаб ГО в целом отвечают за своевременную защиту рабочих, служащих, сотрудников предприятия, объекта в ЧС, за эвакуацию их и членов их семей, ликвидацию последствий аварий, катастроф и др.
Для решения возложенных на ГО предприятия задач создаются службы, основными из которых являются: разведывательная, транспортная, инженерная, охрана общественного порядка, аварийно-спасательная, оповещения и связи, медицинская, противопожарная и др. Начальники служб обязаны постоянно поддерживать на достаточном уровне силы и средства служб. Начальниками служб назначаются главные специалисты предприятия начальники отделов, подразделений.
Основными силами ГО являются невоенизированные формирования, которые укомплектовываются личным составом, материалами, имуществом согласно табелю оснащения. В формирования ГО на предприятии начисляются мужчины в возрасте до 60 лет, не имеющие воинских предписаний, женщины до 55 лет. Освобождаются инвалиды, беременные женщины, а также женщины, имеющие детей до восьмилетнего возраста.
На рис. 1.6 представлена структура организации ГО на судне.
Рис. 1.6. Судовая организация ГО ЧС
Основное силы и средства, организуемые по линии ГО на судне, включают: пост радиационной, химической разведки, охрану общественного порядка, санобработку и оказание медицинской помощи, противорадиационную и противохимическую защиту, группу защиты продовольствия и воды и аварийно-спасательную службу. Все эта структуры организационно замыкаются на ГКП, капитана судна.
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- 1.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях
- 1.1. Содержание предмета
- 1.2. Понятие о чрезвычайной ситуации
- 1.3. Классификация чрезвычайных ситуаций
- 1.4. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
- 1.5. Правовые организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности людей рф
- 2. Характеристика чрезвычайных ситуаций и их поражающих факторов
- 2.1. Характеристика стихийных бедствий
- 2.1.1. Землетрясения
- 2.1.2. Наводнения
- 2.1.3. Ураганы, бури, смерчи
- 2.1.4. Природные лесные, торфяные пожары
- 2.2. Характеристика производственник аварий, катастроф
- 2.3. Аварии, катастрофы на химически опасных объектах
- 2.3.1. Общая характеристика химически опасных объектов
- 2.3.2. Степени опасности объектов использование сдяв
- 2.3.3. Характеристика зоны химического заражения сдяв
- 2.4. Аварии, катастрофы на радиационно-опасных объектах
- 2.4.1. Особенности аварий на аэс
- 2.4.2. Характеристика радиационного заражения при аварии на аэс
- 2.5. Характеристика аварий, катастроф на водном транспорте
- 2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте
- 2.7. Экологические катастрофы
- 2.8. Эпидемиологические катастрофы
- 2.9. Анатомо-физиологическое воздействие на человека поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях
- 2.10. Анализ развития аварийных ситуаций на типовом производстве
- 2.11. Экономическая оценка ущерба от чрезвычайной ситуации
- 2.11.1. Оценка прямого ущерба
- 2.11.2. Определение показателя предотвращенного ущерба
- 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
- 3.1. Основные положения Закона «о защите населения и территорий от чс»
- 3.2. Основные принципы и способы защиты населения от чс
- 3.3. Средства коллективной защиты населения
- 3.4. Эвакуация населения, ее особенности
- 3.5. Средство индивидуальной защиты населения
- 3.5.1. Средства защиты органов дыхания
- 3.5.2. Средства защиты кожи
- 3.5.3. Медицинские средства защиты
- Допустимое время пребывания людей в защитной одежде
- 3.6. Способы и средства обеззараживания портов, плавсредств
- 3.6.1. Понятия о дезактивации, дегазации, дезинфекции
- 3.6.2. Вещества и растворы для дезактивации, дегазации и дезинфекции
- 3.6.3. Способы и технические средства обеззараживания
- 3.6.4. Обеззараживание судов
- 3.7. Проведение аварийно-спасательных и других работ
- 3.8. Оказание первой медицинской помощи в чс
- 3.9. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- 3.10. Повышение устойчивости работы объектов водного транспорта
- 3.10.1 Организация исследований по оценке устойчивости объектов
- 3.10.2. Мероприятия по повышению устойчивости работы водного транспорта
- 3.11. Морально-психологическая подготовка, ее назначение в чрезвычайных ситуациях
- Безопасность жизнедеятельности